ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Православие в Японии

Христианство в Японии до 1861 г.

Христианство впер­вые принесено в Японию еще в VI­VII веках несторианами Китая. В 1549 году иезуитский миссио­нер Франциск Ксаверий положил начало католи­ческой миссии в Японии. К концу XVI века число верующих достигло 300 тыс. Многие князья пере­ходили в католицизм со своими вассалами и крестьянами. Но из­за опасений японских властей и ос­ложнения политических отношений с Европой в 1611­1614 годах вышли анти­христианские указы, а в 1639 году ис­поведание христианства в Японии было окончательно запрещено. Христиан сжигали, избивали, распинали, заживо закапывали в землю и подвергали дру­гим пыткам.

В 1873 году, когда Япония после Ре­ставрации Мэйдзи (1868 г.) вступила на путь модернизации и активного заим­ствования западной культуры, эдикт на запрет христианства был снят.

Русская Духовная миссия в Японии началась с открытия в 1858 году Рус­ского консульства в городе Хакодатэ. В 1859 году на средства первого консула И. А. Гошкевича была построена право­славная церковь Воскресения Христова, ставшая первым православным храмом при посольстве. Именно сюда одним из первых для окормления русских кон­сулов и для проповеди православия прибыл будущий просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин).

Православная миссия при Святителе Николае.1861­-1912 гг.

Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Смо­ленской губернии в семье диакона. Не­смотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское ду­ховное училище, а затем в Смоленскую семинарию.

В 1856 г. Иван Касаткин блестяще окончил курс се­минарии и был на казенный счет отправлен в Петербург­скую духовную академию. Учась в ее стенах, юноша уз­нал, что для Православной миссии в Японии требуются проповедники. Он загорелся желанием служить Богу в языческой стране, при­нял постриг с именем Ни­колай и 2 июля 1861 года молодым иеромонахом прибыл в Хакодатэ для службы в Русском кон­сульстве.

Для лучшего пони­мания нужд вверенной ему паствы иеромонах Николай самостоятельно изучил японский язык, культуру и особенности японских религий: синтоизма, буддиз­ма и конфуцианства, добившись замечательной эрудиции даже по японским меркам.

Свое служение молодой проповед­ник начал в условиях гражданской во­йны и строгого запрета на христианство. Несмотря на это, нашлись люди, кото­рые услышали его проповедь и последо­вали за ним.

Первым японцем, обращенным в православие иеромонахом Николаем, стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями в апреле 1868 г. Савабэ пришел в дом к святителю Нико­лаю, чтобы убить его, но после разговора с миссионером обратился в христиан­ство и через малое время принял тайное крещение с именем Павел. Вслед за этим стали принимать христианство и другие японцы, численность паствы стала бы­стро расти.

Успехи проповеди побу­дили иеромонаха Николая испросить разрешение Свя­тейшего Синода открыть в Японии Духовную миссию. В 1870 г. император Александр II высочайше утвердил опре­деление Святейшего Синода об учреждении Японской Духовной миссии под нача­лом священника Николая. В 1872 г. штаб­квартира миссии открылась в столице Японии Токио.

С отменой антихристианских за­конов Миссия стала значительно рас­ширяться. Уже в 1874 г. были рукопо­ложены первые священнослужители из японцев.

При Миссии в Токио и Хако­датэ действовало 6 училищ, состоялся первый Собор Японской Православной Церкви. В 1875 г. открылась семилетняя Токийская духовная семинария, а с 1877 г. начал издаваться первый японский православный журнал. При этом чис­ленность христиан в 1878 году достигла 4115 человек.

В 1880 г. в России состоялась епи­скопская хиротония святителя Николая. Во время своего недолгого пребывания на родине он собрал немало пожертво­ваний на величественный Токийский Воскресенский собор. Храм был освя­щен в 1891 г., тотчас сделавшись одной из главных достопримечательностей То­кио и символом Православия в Японии. Иконы для храма написала японская иконописица Рин Ямасита.

В этом же году Японию посетил на­следник Российского престола цесаре­вич Николай Александрович. Рин Яма­сита преподнесла ему в подарок икону Воскресения Христова.

Знаменитый мастер Ясудзи Такаи изготовил для ико­ны редкой красоты деревянный оклад в японском стиле. Это уникальное про­изведение украшало покои Аничкова дворца в Санкт-­Петербурге, после ко­ронации Николай II за­брал ее в Зимний дворец.

С началом Русско­-Японской войны 1904­-1905 годов Японская Духовная миссия ока­залась в крайне слож­ном положении, многие православные японцы подвергались гонениям как русские шпионы. Владыка Николай, пре­небрегая опасностью, принял решение остать­ся, не нарушив долг русского патриота и, в то же время, не поставив под удар православных японцев, которых он благословил на служение своей родине. Православные японцы во главе со своим пастырем доказали как свою верность отечеству, так и христианское отноше­ние к противнику, заботясь о русских военнопленных в Японии.

Огромное значение для утверждения православия в Японии имели переводче­ские труды святителя Николая и его по­мощника Павла Накаи. Переводы не толь­ко создали основу самобытного японского православного словаря, но и обеспечили молодую Церковь всеми необходимыми текстами для совершения годового цикла Богослужений на японском языке. Также весь Новый и часть Ветхого Завета были переведены на японский язык. Итогом деятельности святителя стали: 1 собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек, не считая 8 170 человек усопших ранее.

Скончался святитель Николай 3 февраля 1912 года в Токио. Тысячи японцев пришли проводить в последний путь любимого пастыря, а японский им­ператор Мэйдзи разрешил похоронить русского архипастыря в черте города.

Православие в Японии в начале XX в.

Преемником святителя Николая стал епископ Сергий (Тихомиров), приехавший в Японию в 1908 году. Он быстро овладел языком и до­стойно нес крест архи­пастырского служения. При его участии была утверждена админи­стративная организация Миссии, расширена ее издательская деятель­ность. Однако великая смута 1917 года в России приостановила развитие Миссии. Лишившись поддержки России японская паства была вынуждена стать независимой. В 1919 году на Соборе Японской Церкви была утверждена ее Конституция, при­званная оформить создавшееся положе­ние православных в Японии.

В 1923 году произошло великое Кан­тосское землятрясение. Оно нанесло еще один удар молодой Церкви, лишив ее зданий, библиотеки и сильно повредив Токийский Воскресен­ский собор. На чрезвычайном Со­боре Японской Церкви владыка Сергий с делегатами решились восстанавливать храм и токий­скую штаб­-квартиру своими си­лами, что и было осуществлено. Повторное освящение собора 15 декабря 1929 года стало праздни­ком православия и доказало жиз­неспособность Японской Церкви.

В 20­е — 30­е годы, в эпоху японского империализма, в ведение Японской Церкви вошли приходы на территории стран, вошедших в Япон­скую Империю: Южного Сахалина, Ко­реи, Тайваня, части Китая. Церковная жизнь в Японии начала возрождаться, строились новые храмы, вновь издава­лись книги.

В 1939 году в Японии был издан за­кон, согласно которому лишь урожден­ные японцы могли возглавлять рели­гиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управ­ление делами Церкви ми­рянину Арсению Ивасава.

Японское военное ко­мандование, без согласия верующих японцев, ут­вердило на место пред­стоятеля японской паствы 70-­летнего женатого про­тоиерея Иоанна (Оно). Он был направлен в Харбин, где в марте 1941 года по­стрижен в монахи (вме­сте со своей женой) с именем Николай и возведен в сан епископа Японского и Токийского. Чин архиерейской хирото­нии совершили архиереи Зарубежной Православной Церкви. Цесаревич Николай в Японии Икона Воскресения Христова, подаренная цесаревичу Николаю

Вторая Мировая война и послевоенное время

Военное время принесло много ли­шений японской пастве: ее храмы горе­ли во время американских бомбежек, многие ее священнослужители и ми­ряне умерли в военных действиях и от недоедания. Некоторые русские эми­гранты были подвергнуты заключе­нию по подозрению в шпионаже — та­кая судьба постигла и владыку Сергия. В апреле 1945 года он был арестован, подвергнут пыткам и после сорокад­невного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в ма­ленькой однокомнатной квартире на окраине Токио.

После войны вновь обнаружилось разделение японской паствы. Японский Церковный Собор 5­6 апреля 1946 года удалил епископа Николая от управле­ния, призвав (под влиянием американ­ских оккупационных властей) право­славного епископа из Америки. Им стал в начале 1947 года епископ Вениамин (Басалыга).

Почти все православные приходы Японии вошли в Японскую епархию Американской митрополии. Духовен­ство этих приходов пополнялось япон­цами, получившими образование в Нью­-Йоркской Свято-­Владимирской семинарии и во вновь открытой право­славной семинарии в Токио.

Несмотря на это, небольшая часть японской паствы во главе с владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Ан­тонием Такай оставалась верной Мо­сковской Патриархии. При поддержке из СССР эта группа продолжала свое существование как Япон­ское благочиние Москов­ского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеро­монах Николай (Саяма) был рукоположен в епи­скопа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской миссии, продолжателем дела Николая Японского.

В 1969 году в ряде встреч и соборов было до­стигнуто полное примире­ние между Американской итрополией и Русской Церковью, и принято решение об учреждении автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. На Соборе 10 апреля 1970 года совершена канонизация архиепископа Николая Японского - первого святого новой Церкви.

Японская автономная Православная Церковь с 1970 г.

19 марта 1972 года с избранием ново­го японского архиерея Феодосия (Нага­сима) Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийско­го кафедрального собора, которая завер­шилась в 1998 году.

В мае 2000 года Японию, впервые за всю ее историю, посетил Предстоятель Русской Православной Церкви. Патри­арх Московский и всея Руси Алексий II начал свой визит с г. Хакодатэ на о. Хоккайдо.

Отсюда со второй половины XIX века началась история Православия в Японии. Вместе с Патриархом Алекси­ем страну Восходящего Солнца посетил митрополит Кирилл. Уже тогда буду­щий Патриарх Московский и всея Руси отметил уникальность проповеди право­славия среди японцев.

14 мая 2000 года в Воскресенском соборе г. Токио состоялось возведение на престол ми­трополита Токийского и всея Японии Даниила (Но­уширо), управляющего То­кийской митрополией и по сей день.

Современное состояние Японской Православной Церкви

Автономная Православ­ной Церковь в Японии на­считывает сегодня более 30 тыс. человек, причем боль­шинство верующих не русские эмигран­ты или сотрудники посольства, а корен­ные японцы. В состав ЯПЦ входят три епархии 150 приходов и 40 священнос­лужителей.

Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио. Собор широко известен как Николай­-до (в честь основателя ЯПЦ архиепи­скопа Николая (Касаткина)). При нем находится единственная православная семинария, открытая еще при святите­ле Николае в 1879 году. Численность

В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Вос­кресения Христова по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый муж­ской монастырь, ко­торый был освящен в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского.

С 1970 года в Токио действует Представительство Московского Па­триархата с храмом в честь св. благ. кн. ­Александра Невского и женским монасты­рем Святой Софии.

Своеобразие Православия в Японии

Христианское учение близко и по­нятно сознанию японцев (большую роль в этом сы­грала религия Синто, основ­ной заповедью которой яв­ляется любовь к ближнему), однако православие чаще всего воспринимается со­временными японцами как культурный феномен или философия, а не как вера. Этому много способствова­ли проповеди протестант­ских миссионеров, эпоха просвещения Мэйдзи и философия синтоизма, буд­дизма и конфуцианства, предшествовав­шие христианству. Слово «православие» переводится на японский язык как «сей­ке», то есть «правильное учение», что отразилось на его понимании японцами.

Большинство жителей Японии считают себя буддистами, однако, вос­приятие буддийских истин у них такое же поверхностное, как у большинства верующих в России, считающих себя православными или мусульманами. На данный момент число христиан всех конфессий в Японии не превышает од­ного процента населения. Большая часть их — католики и протестанты.

И, тем не менее, в Японии есть нема­ло людей, которые приняли православ­ное учение всем сердцем, для них — это вера, преображающая жизнь.

Катастрофа в Сендае

11 марта 2011 года недалеко от острова Хонсю в Японии произошло землетрясение силой в 9 баллов. Эпи­центр его находился в 130 км восточнее города Сендай. Уже через 15­30 минут после землетрясения 10­метровая вол­на цунами достигла берегов Японии и пронеслась по восточным прибрежным районам в префектурах Иватэ, Мияги и Фукусима.

25 марта 2011 года на сайте Запад­но-­Японской епархии епископ Сен­дайский Серафим сообщил о состоянии православных при­ходов в первые дни после трагедии. В сообщении говорит Даниил, митрополит Токийский ся о том, что многие и всей Японии православные храмы разрушены, большая часть их пребывает в аварийном состо­янии, среди прихожан имеются погиб­шие и пропавшие без вести.

В столице Японии среди священства, студентов семинарии и служащих епархиального управления жертв нет. Кафедральный собор и здания епархии получили не­большие повреждения: разбиты стекла, появились трещины на стенах.

Сразу же после получения первых сигналов о случившемся бедствии Русская Право­славная Церковь призвала своих чад молиться о попавших в беду людях и изыскивать возможности и средства для оказания им всемерной помощи. Сино­дальный отдел по церковной благотво­рительности и социальному служению проводит сбор средств для перечисле­ния пожертвований пострадавшим в Японии. митрополией и Русской Церковью, и принято решение об учреждении автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии.

На Соборе 10 апреля 1970 года совершена-ка­нонизация архиеписко­па Николая Японского — первого святого новой Церкви. учащихся в Токийской семинарии всегда была небольшой и составляла не более 10 человек. При резиденции ре­гулярно издается журнал «Сейке Дзихо» («Право­славный вестник») на японском языке. Дей­ствует православное се­стричество и общество православной молодежи.

Сергей Махонин,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.