ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


На пути в Эммаус

«Възкръсналият Христос, св. Лука и Клеопа на път към Емаус». Детайл от стенопис от сръбския манастир Грачаница в Косово. (pravoslavieto.com)

Вот и наступил светлый праздник Господней Пасхи! Мы знаем, что слово «пасха» означает «проходить мимо». Исторически его установление связано со временами выхода израильского народа из Египта. В ночь, когда по повелению Божию народ еврейский вкушал запеченного агнца, которого в этот день каждая семья приносила в жертву, смерть прошла по земле египетской. Смерть первенцев не коснулась тех семей, над дверями домов которых был «знак», изображенный кровью жертвенного пасхального агнца. Что это был за знак, нам точно неизвестно. Однако небезынтересно будет знать, что буква «тав» в финикийском языке, имевшая название «знак», изображалась в виде креста либо в виде современной буквы «Х» (перекрестие двух линий). От «тав» пошла и греческая, и русская буква «Т» – не правда ли, этот «знак» похож на Крест?

Израильтяне вкушали плоть запеченного агнца, и это, по обетованию Божию, избавило их от смерти первенцев в каждой семье. Однако пища земная дает лишь временную жизнь: «Плоть не пользует нимало. Дух животворит» (Ин. 6, 63). Истинную же жизнь, жизнь вечную дает лишь Причастие Тела и Крови Христа Воскресшего: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 51-53).

Господь заповедовал совершать Таинство Причастия в воспоминание о Нем. Познать человека Иисуса как Христа Спасителя Сына Божия можно только через воздействие Святого Духа: «Никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Как же стяжать Духа Святого? Как увидеть Иисуса Христа, как почувствовать Его Божественное присутствие в своей жизни? Возможно это через вкушение Его Пречистых Тела и Крови.

Вот пример. Это евангельское повествование о шествии Луки и Клеопы в Эммаус читается неоднократно в течение года на воскресном Богослужении:

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом… И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24; 13-19, 29-31).

Апостолы долго шли со Христом Воскресшим, но Он открылся им и они Его узнали, только когда Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им». Почему именно в этот момент Господь им открывается? Не воспоминание ли здесь Тайной Вечери, и не истинная ли Плоть Христова, приобщиться которой можно, только вкушая благословленный и освященный Хлеб в Таинстве, подается ученикам?

Они знали о Христе, видели Его чудеса, «надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля», но Воскресению Его не могли поверить и увидеть Его, несмотря на то, что Он шел рядом и беседовал с ними… Только «в преломлении хлеба» и Причастии познается человеком в полноте и присутствие Божие, и Воскресение Христово.

Воистину Воскресе!

Иерей Григорий Мансуров,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.