ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Абитура-2010. Впечатления первокурсника

Наша рубрика посвящается Тобольской Духовной семинарии, вернее, воспоминаниям о Тобольских Духовных школах глазами тех, кто здесь учился и учится. С самого поступления ребята и девушки оказываются совершенно в другом мире, и многим, уверены, будет интересно узнать об этом мире из «первых уст».

В семинарию я решил поступать совершенно осознанно, и уже в преклонных летах, - на носу было 34 года

Все, решившие ступить на эту стезю, обязаны пройти абитуриентский период. Так заведено во многих ВУЗах. Однако, в отличие от светских ВУЗов, семинария - это другая реальность. В стенах семинарии придется не только учиться, но и жить 24 часа в сутки. Семинария - это образ жизни.

Народ на абитуре случился самый разный. Приехали с севера и с юга области, из Тюмени, Иркутска и Красноярска, с Казахстана и Белоруссии. Возраст у будущих семинаристов тоже был самый различный. В основном 17-летние юноши из общеобразовательных школ, православных гимназий и училища, были ребята постарше - с армейским опытом за плечами, были с высшим образованием и опытом работы, были также представители рабочего класса.

Съезжались мы в период июля-месяца, кто-то прибыл уже первого числа, кто-то в конце месяца. И собралось нас, таких разных, около 30 человек Каждый со своими представлениями об учебе, послушании исвятости.

Абитура продолжалась, и мы все потихоньку учились и приобщались к единым семинарским понятиям, которые прививало нам священноначалие и, непосредственно, такое близкое нам должностное лицо, как дежурный помощник проректора. Жизнь налаживалась...

Большое впечатление производит на новоначальных такое понятие как семинарский распорядок. Распорядок дня (читай: распорядок жизни) - краеугольный камень семинарии, залог поступления и успешной учебы. Одним из компонентов семинарско-абитуриентского распорядка являются трудовые послушания. В своем нравственном значении это наша посильная плата за хлеб насущный, предлагаемый нам в течение дня целых четыре раза. В семинарии также мы узнали о таком райском наслаждении как монастырская трапеза

Итак, 4-х разовое питание (часто с арбузами и сгущенкой), богословские озарения во время монастырской трапезы в Абалакском монастыре, - весьма сильные впечатления.

С самого первого дня нашей разношерстной абитуриентской публике авансом был пожалован титул «братии*. Такой высокий титул, конечно же, следует воспринимать как духовный и стремиться оправдать доверие.

Обучение в семинарии составляет пять лет духовного, интеллектуального и трудового вразумления. Об этом, в частности, нам было рассказано 1 сентября на Торжественном Акте на начало учебного года в Главном корпусе семинарии (по окончании - полдник!). Были объявлены списки зачисленных в семинарскую братию (по промыслу Бо-жию, не все из желающих были удостоены данного титула).

Вообще этот приснопамятный день 1 сентября круто изменил жизнь бывших абитуриентов с самого своего начала: в распорядке дня подъем значился на полчаса раньше обычного.

Божественная литургия и молебен на начало учебного года в Покровском соборе (по окончании - обед) запустили во всех желающих учиться соответствующие механизмы. 1 сентября началась семинарская духовная и интеллектуальная работа, которая отличается от абитуриентской тем, что в основе абитуриентской лежит надежда на поступление, а в основе семинарской - надежда на окончание.

В 12 часов состоялся сбор всех семинаристов и семинаристок перед общежитием Тобольских духовных школ и шествие на молебен к мощам свт. Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца, небесного покровителя нашего. По окончании молебна - заупокойная лития на площади с южной стороны Софийско-Успенского собора. Общее фото на фоне Софийско-Успенского собора опытные старшекурсники, счастливые первокурсники, мудрые отцы-преподаватели, возглавляемые Владыкой Ректором.

Семинаристы в кителях с золотыми пуговицами, семинаристки - в восхитительных длинных черных юбках, которые в сочетании с иными чертами их индивидуального костюма красят каждую девушку. Задумываешься о таком чутком феномене, как женская православная мода, когда девушка выражает в своей одежде цветущую молодость и православное благочестие и целомудренность.

В 17.00 - Всенощное бдение в Покровском соборе (по окончании -ужин). Двухчасовое молитвенное стояние как всегда благотворно сказывается на духовно-душевном состоянии тех, кто старается его, это состояние, в себе культивировать. Верующим заповедана молитва непрестанная. Каждый день начинается и оканчивается молитвой в нашем «домашнем» Свято- Духовском храме. В 23 часа - отбой. Слава Богу за все!

Так прошел наш первый день в Тобольской Духовной Семинарии. Впереди - 1825 дней. Господи, благослови!

Ющенко Евгений,
1 курс 2010 года


Решение поступать в семинарию я принимал долго и болезненно. На момент поступления мной был окончен светский ВУЗ, и имела место быть неплохая карьера, к тому же были проблемы на личном фронте. Я взял на работе отпуск и поехал поступать в Тобольскую Православную Духовную семинарию. Город Тобольск я посещал и ранее, поэтому особых впечатлений у меня не было. Хотя все же надо отметить, что со времени моего последнего пребывания в нем главная достопримечательность города, а именно Тобольский кремль, изменился в лучшую сторону, хотя в первые дни мне было просто не до наблюдений и любований его красотами.

Первые два дня были самыми тяжелыми как морально, так и физически. Суета, связанная с оформлением документов, обустройством в общежитии, непривычный распорядок дня, новые люди - все это давало о себе знать.

В момент моего заселения в комнату общежития, в ней уже разместилось 4 абитуриента. Помнится, что в тот день я не успел хорошо с ними познакомиться, т.к. был занят различными делами и в конце дня уснул еще раньше официального отбоя, узнав на тот момент лишь их имена и города, из которых они приехали.

Подъем в семинарии, согласно распорядка дня, был назначен на 8 часов утра. Встал я раньше, что помогло мне несколько прийти в себя и собраться с мыслями. Далее утренняя молитва, завтрак и послушания. Первым послушанием стало выгребание гнилого лука из подвала. Запах там стоял отменный! Другие абитуриенты говорили, что чуть раньше они точно так же выгребали гнилую картошку и что запахи там были похуже. На ум пришла мысль, что грехи наши перед Господом смердят точно так же, если не хуже.

Далее следовал обед, затем снова послушания на короткий период, потом полдник, немного свободного времени, ужин, вечерняя молитва и опять свободное время до отбоя.

Далее все дни пошли в одинаковом режиме. Начались подготовительные занятия к вступительным экзаменам, и свободного времени стало меньше.

Стоит отдельно остановить внимание на воскресном дне, так как это день совершения Божественной литургии и, что немаловажно, продолжительного периода свободного времени. Накануне в субботу - Всенощное бдение. Надо отметить то, что было непривычным для меня и еще для многих абитуриентов. Нам был дан строжайший запрет на всякое перемещение по храму во время службы, что первоначально вызвало даже некий протест. Вообще было ощущение, что иду я в храм из-под палки. Если раньше в храм я стремился сам, то теперь меня в него фактически заставляли идти. Опоздание на службу означало как минимум вызов к дежурному помощнику проректора по воспитательной работе на объяснение причины. От всех этих факторов внутренний протест усиливался, но приходилось смиряться. Кто-то сказал, что одна из главных болезней всех семинаристов — это привычка ко Святыне. И я начал ощущать в себе ее зачатки именно здесь, в стенах ТПДС.

Настало время личного собеседования каждого абитуриента с Владыкой Ректором. Этот момент был самым волнительным, и каждый переживал его по-своему. Кто-то сохра-нял внешнее спокойствие, а кто-то не мог скрыть своего волнения, во Владыка мягко успокаивал любого из нас. Сильное волнение было обусловлено отчасти тем, что мало кто из нас раньше общался с Архиепископом, лицом, имеющим на себе печать апостольского преемства. К тому же, все мы знали, что именно владыка решает, кто будет учиться в семинарии, а кто нет, поэтому от этого собеседования зависело многое. eL И вот подошло время вступительных экзаменов. Особо волно-~ вали всех русский язык и пение. Ни для кого не секрет, что русский язык — одно из слабых мест современной молодежи. А пение в свою очередь связано с самораскрепощением, что также нелегко.

Народ в семинарии собрался разный. Кто-то шумный и любящий веселые компании, кто-то спокойный, стремящийся послушать тишину и побыть наедине с самим собой. Но всех объединяло одно — Православие.

Особо интересен этот период был знакомством с новыми людьми. Среди абитуриентов были как бывшие школьники, так и лица, уже закончившие высшие учебные заведения и работавшие в миру. Вызывали любопытство причины, по которой пришел в стены ТПДС тот или иной человек. Были люди, которые приняли это решение явно осознанно, преимущественно из тех, кто уже жил самостоятельной жизнью. Но были и те, кто, как казалось, да и сейчас кажется, пришли сюда, сами толком не осознавая, куда они попали и зачем, но судить никого не могу, а лишь выражаю свои ощущения.


В город Тобольск я приехал в первый раз в своей жизни. Приехал поздней ночью 28 июля, когда весь город погрузился в сон. Увидел в ночной тишине величавый тобольский кремль, освещаемый светом, который словно показывал: здание, которое ты видишь - не есть предмет, а образ жизни для каждого православного христианина.

В первый день двери Тобольской Духовной семинарии принимали всех желающих и ищущих духовного совершенствования, идущих по «тернистой», полной трудностей и огромного труда дороге знаний. Дошедший до конца, прикоснется к самому сокровенному, совершенному и главному источнику знаний для христианина - слову Божьему в Святом Евангелии, прочувствует всю полноту и красоту мира духовного.

С первого дня я занимался различными послушаниями. Преподаватели и наставники в своих проповедях и наставлениях выделили один из ключевых моментов для вновь поступающего -послушание. Именно полное уничтожение собственного эгоизма и гордости позволит христианину приблизиться к духовному равновесию и покою.

В целом духовная атмосфера ТПДС вбирает в себя намоленные стены Покровского храма, доброго и мудрого Владыку, тонкого и чуткого духовника, образованных и понимающих преподавателей, осознающих всю сложность внутренней борьбы абитуриента и семинариста со своими страстями и пороками, строгих и внимательных наставников. Она каждому дает возможность получения ценного ба-. гажа, позволяющего с твердостью и уверенностью достойно пройти земной жизненный путь христианина, храня и оберегая образ Христа в своем сердце до скончания своих дней.

Хабибуллин Алексей,
1курс 2010 года

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.