ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет




Есть на Земле города старше, даже древнее, но нет равного ему по героическим подвигам. На древней Крымской земле не раз развертывались события, оставившие трагический след в отечественной истории, она многократно и обильно полита русской кровью. Наиболее близкие к нам по времени и оттого более памятные – Крымская кампания 1853-1856 годов, Гражданская война 1918-1920 годов, когда Крым многажды переходил из рук в руки противоборствующих сторон; наконец, сражения Великой Отечественной войны.


В античности территорию, на которой расположена часть современного Севастополя, занимала греческая колония Херсонес, основанная выходцами из Гераклеи Понтийской в V веке до н.э.; позже она входила в состав Римской и Византийской империй. Херсонес Таврический - город-государство - просуществовал два тысячелетия (с V в. до н.э. до XV в. н.э.) и сыграл важную роль в исторических судьбах Северного Причерноморья.

Во время своего путешествия Херсонес посещал святой апостол Андрей Первозванный. В Херсонесе принял мученическую смерть муж апостольский святой Климент, папа Римский. В Херсонесе умер от голода в ссылке святой Мартын-исповедник, также папа Римский в VII веке. В 861 году в Херсонесе на пути в Хазарию святой равноапостольный Кирилл (Константин) обрел мощи святого Климента.

С 988 года городом Херсоном (как стал именоваться город в византийское время) овладел киевский князь Владимир Святославич. Именно здесь свершилось таинство крещения святого князя Владимира, крестителя Руси. Об этом сейчас свидетельствует Владимирский собор, рожденный современной историей и освященный в 1891 году. Поэтому Херсонес, в некотором роде, наша духовная родина. Херсон был уничтожен войском золотой орды, и его территория сначала контролировалась княжеством Феодоро, а в 1475-1781 годы - Османской империей.

Владычество Российской империи над Крымом спасло от полного забвения священные для русской истории Корсунские руины. В ходе русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. русские войска овладели Крымом. Командовать русскими войсками в Крыму был послан А.В. Суворов. Он высоко оценил превосходные качества бухт Севастополя и еще за пять лет до основания города возвел здесь первые укрепления.

В 1784 году Екатерина II своим указом повелела Г.А. Потемкину устроить на месте первоначальных поселений большую крепость. По предложению архиепископа Евгения (Булгариса) она была названа Севастополем.

Название города состоит из двух греческих слов Σεβαστος (Севастос) — «высокочтимый, священный» и πολις (полис) — «город». Себастос — эквивалент латинского титула «Август», поэтому Севастополь означает и «августейший город», «императорский город».

Реализацию первоначальной схемы строительства города взял на себя Ф.Ф. Ушаков, назначенный в 1788 году командующим портом и Севастопольской эскадрой. Он построил много домов, казармы, госпиталь, дороги, рынки, колодцы.

Начало бурного роста Севастополя неразрывно связано с именем М.П. Лазарева. Он был начальником штаба Херноморского флота в 1832 году, а позднее — главнокомандующим флотом и портами и военным губернатором города. При нем было построено адмиралтейство с предприятиями судоремонта и судостроения на берегах Корабельной и Южной бухт. Позднее М.П. Лазарев приступил к реконструкции и застройке города.

Город Севастополь играл ключевую роль в Крымской войне 1853-1856 гг. 2 (14) сентября 1854 года 62-тысячная соединенная армия Англии, Франции и Турции высадилась под Евпаторией и направилась к Севастополю, на защиту которого встали 25 тысяч моряков и 7-тысячный гарнизон города. Подавляющим было также преимущество флота нападавших, ввиду чего позднее было принято решение о затоплении российских кораблей для преграждения входа в Севастопольскую бухту. 13 (25) сентября город был объявлен на осадном положении, началась Героическая Оборона Севастополя, длившаяся 349 дней, до 27 августа (8 сентября) 1855 года. Виктор Гюго сравнил осаду Севастополя с осадой Трои. Организаторами обороны Севастополя стали адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин.

Благодаря беспримерному мужеству защитников, несмотря на шесть массированных бомбардировок и два штурма, союзники так и не смогли взять военно-морскую крепость Севастополь. Хотя в результате русские войска отошли на Северную сторону, они оставили противнику одни развалины.

Участником севастопольской обороны был выдающийся врач, ученый, основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов. Он прибыл в осажденный город с отрядом сестер милосердия, здесь впервые в мировой практике стал широко применять гипсовую повязку при ранении конечностей и обезболивание парами эфира при операциях.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой, участвовавший в обороне Севастополя в чине подпоручика артиллерии, запечатлел замечательные подвиги ее героев в знаменитых «Севастопольских рассказах». В разгар боев он писал: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, в которой героем был народ русский».

К началу второй мировой войны Севастополь превратился в мощную военно-морскую базу на Черном море. Черноморский флот имел уже до 400 боевых, вспомогательных и транспортных судов.

Вторая героическая оборона Севастополя в ХХ веке длилась 250 дней. 22 июня 1941 года город подвергся первой бомбардировке немецкой авиации, целью которой было минировать с воздуха бухты, блокировать флот. План был сорван зенитной и корабельной артиллерией ?ерноморского флота. 30 октября 1941 г. началась вторая оборона Севастополя, которая продолжалась до 4 июля 1942 г. С первых боев до последних дней обороны защитники города проявляли самоотверженность, стойкость и героизм. В начале июля 1942 года казематы 35-й береговой батареи и пещеры мыса Херсонес стали свидетелями одной из самых страшных страниц обороны Севастополя. Отброшенные на мыс советские солдаты и матросы, оставленные без снабжения и надежды на эвакуацию, сражались до последнего патрона, пытаясь пробиться к своим. 1 июля 1942 года, выпустив по неприятелю последние снаряды, защитники батареи организовали ее подрыв. Бой в уцелевших помещениях цитадели продолжался до 9 июля, когда противник пустил в подземную крепость ядовитые газы.

Железная стойкость севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое «весеннее наступление» немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные потери людьми.

Именно о Клименте говорится в Послании к филиппийцам апостола Павла: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни».
Епископ, по указанию императора Траяна, оказался в Тавроскифских каменоломнях, принадлежавших Римской империи и служивших местом ссылки преступников. Они находились около Херсонеса, при небольшом городке Ахтиар (будущем Инкермане). Не прошло и года изгнания Климента, а он уже устроил 75 собраний верных и домовых церквей, многих обратил к истинной вере, так что многие крестились ежедневно, и число крещаемых доходило до 500. Для недопущения дальнейшего распространения христианства император отдал приказание умертвить епископа. Святой Климент был вывезен в море и с железным якорем на шее опущен в глубину, дабы и тело его не досталось христианам. Это произошло 25 ноября 101 года, напротив берега Херсонеса. Верующие молили Бога о даровании им видеть тело угодника, и их молитвы были услышаны. Уже через год в день мучений и блаженной кончины св. Климента свершилось величайшее из Господних чудес, «нечто дивнее чуда Моисеева»: море отступило назад почти на 10 километров на семь дней, и чтящие память мученика могли по сухому дну моря ходить и поклоняться нетленным мощам угодника. Чудо отлива воды совершалось до VI столетия.
В 861 году святой равноапостольный Кирилл, до принятия схимы именовавшийся Константином Философом, шел на проповедь слова Божия в Хазарскую землю. Проходя через Херсонес, в Казачьей бухте он обрел мощи священномученика Климента. При торжественном служении мощи были перенесены в Херсонес. На возвратном пути в Рим свв. Кирилл и Мефодий взяли с собою для благословения из Рима часть мощей св. Климента. Мощи св. Климента оставались в соборе Херсонеса до Х столетия, когда князь Владимир, по принятии Крещения, испросил себе на благословение от местного епископа честную главу и часть мощей св. Климента.

Восстановление города стало поистине героической эпопеей и вошло в его историю как третий подвиг Севастополя. Возрождение его началось сразу же после освобождения. Город был полностью разрушен. Материальный ущерб, причиненный фашистами, составил 2,5 млрд. рублей. Были уничтожены городские коммуникации, транспорт, связь, более 90% жилой площади. Из 6402 жилых домов было полностью разрушено 5379, в центре города осталось 7 полуразрушенных зданий. Разрушены все учреждения и предприятия, школы и архитектурные памятники, очаги культуры. В городе осталось около 3 тыс. жителей. В героические дни возрождения Севастополя, как и в дни обороны и освобождения, ярко проявилась сила дружбы народов. На стройках Севастополя работало до 32 тыс. человек. В конце 1954 г. севастопольцы рапортовали правительству о полном восстановлении города.

Окрестности Севастополя – места легендарные и героические не менее, чем земля Московская. И есть здесь изумительная по красоте Инкерманская Монастырская скала. Еще А.С. Грибоедов записал в своем дневнике: «Самое фантастическое, что я видел в Крыму, – это Инкерман». Лучи христианской веры озарили Таврический полуостров во времена пребывания здесь святого Андрея Первозванного, брата апостола Петра. Ученик Христов прошел по горе Ай-Петри, затем Байдарской долиной в Инкерман и оттуда берегом бухты в Херсонес.

Инкерман - один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Союза, а Монастырская скала, по всей высоте сплошь усеянная кельями-пещерами, считается прибежищем первых христиан в Крыму. Когда сюда, в инкерманские каменоломни, был в 98 году новой эры сослан властями Рима один из величайших проповедников христианства - святой священномученик Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром, он уже застал здесь множество христиан.

Высоко над дорогой, на плато Монастырской скалы, хорошо видны остатки старинных крепостных сооружений. Это средневековая крепость Каламита. Возникновение Каламиты относится к VI в. Вероятно, крепость была воздвигнута для защиты торговых путей, которые вели из степной части Крыма в Херсонес.

Мыс Фиолент, что в переводе с греческого означает «Божия страна» или просто «Божий», - живописное место на южной окраине Севастополя, примечательное тем, что, по преданию, именно здесь Первозванный ученик Христов ап. Андрей впервые ступил на крымскую землю, неся ее жителям Евангельское благовестие. Еще в 891 году здесь был основан монастырь во имя святого великомученника Георгия Победоносца греками-мореплавателями из Тавриды.

Застигнутые близ мыса бурей, грозившей их кораблю гибелью на прибрежных скалах, моряки взмолились святому Георгию Победоносцу. Вняв их мольбе, святой угодник Божий явился на скале, в семидесяти саженях от берега, и буря тотчас прекратилась. Взобравшись на эту скалу, моряки обрели на ее вершине икону святого Георгия. Святыню внесли в природную пещеру, обнаруженную на обрывистом берегу. Здесь впоследствии была устроена церковь. Самые благочестивые из мореплавателей поселились возле нее, став первыми насельниками монашеской обители. Молитва не прекращалась здесь и в XVIII веке, когда турки в массовом порядке изгоняли православных из Крыма. Даже тогда в обители оставалось несколько насельников, которые, ежедневно рискуя жизнью, продолжали свой монашеский подвиг. В XIX веке украшением монастыря был храм во имя святого Георгия Победоносца. На его постройку пожертвовал три тысячи рублей знаменитый русский адмирал Ф.Ф. Ушаков, ныне прославленный в лике святых.

По материалам сайта «pravoslavie.ru»
Памятник св. апосто
Андрею Первозванн

Наверх

© Православный просветитель
2008-18 гг.