ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Начало становления Церкви Христовой



Когда на земле возникла Церковь?


то-то, возможно, скажет, что с началом проповеди Христа, а кто-то считает, что после Его Воскресения. Третьи и вовсе затруднятся с ответом, ведь пелена веков укрыла многие события раннехристианской истории. Между тем, не только год, но и день рождения Церкви известен совершенно точно. Свидетельства об этом сохранила книга Деяний апостольских. Вот как это было. Апостолы единодушно пребывали в молитве, возвратившись в сионскую горницу после Вознесения Спасителя с горы Елеон. Так продолжалось десять дней, пока не наступил ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Он был установлен в память о даровании еврейскому народу десяти заповедей Божиих на пятидесятый день после Пасхи. И вот, самые преданные ученики Христа встречали этот день в той самой Сионской горнице, где Господь перед Своим распятием на Тайной Вечери положил начало Таинству Евхаристии. Далее читаем в книге Деяний, глава вторая: «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них».

А в Иерусалиме в этот день собрались многочисленные паломники из разных стран. Это были и парфяне – иранцы, и жители Мессопотамии, Понта – так называлось тогда .ерноморское побережье, а также египтяне, римляне, аравийцы. Услышав разноязыкую речь апостолов, многие из них подумали было, что те просто пьяны и говорят бессмыслицу. Однако вскоре каждый из невольных слушателей стал различать свой язык или наречие. Видя замешательство и недоумение окружающих, старший среди апостолов Петр возвысил голос и сказал: «Это и есть прореченное пророком Иоилем. Иисус Христос был вознесен десницею Божией и, приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Так действие благодати Святого Духа позволило обычным до того людям укрепиться в вере, выйти на проповедь учения Христова и пострадать за Него.

С того дня Пятидесятницы начинается историческое бытие Христианской Церкви. Так исполнилось и обещание Господа Своим ученикам, что вместо Него к ним придет Утешитель – Дух Истины, Который и научит их всему. А после распятия и воскресения из мертвых, незадолго до Вознесения Своего, Он дал такое повеление ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым. Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете мне свидетелями в Иерусалиме и даже до края земли».

Был у этого необыкновенного события и другой глубокий смысл. В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось Вавилонскому разделению народов. Когда-то в начале человеческой истории люди вознамерились построить Вавилонскую башню высотой до небес. Тогда Бог смешал язык гордецов, чтобы не осуществился их богоборческий замысел. Единый народ перестал понимать друг друга и рассеялся по лицу земли. Теперь же через схождение Святого Духа и дар знания языков Господь дал возможность преодолеть разделение народов. Вот и вышли на проповедь апостолы, чтобы собрать людей для соединения во «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Сошествие Святого Духа было предсказано за много лет пророком Иоилем. В одной из библейских книг сказано: «Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется». Это утверждение означало, что религиозно-этническая замкнутость иудеев и исключительность Ветхого Завета отныне сменяется открытостью Церкви Новозаветной для всех народов. Теперь в Церкви, что в переводе означает «собрание», не будет иметь значение национальная принадлежность. Как скажет позже апостол Павел, «нет во Христе ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного», но все едины. Место ветхозаветного закона заступила благодать Святого Духа. Вместо внешнего закона, записанного на каменных таблицах, Господь дает новый закон – внутренний. Согласно словам церковных песнопений, он написан в сердцах святых апостолов.

Так день Пятидесятницы стал для христиан праздником рождения Церкви. Книга Деяний святых апостолов так говорит о жизни первых христиан: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. И много чудес и знамений совершилось через апостолов в Иерусалиме.

Все же верующие были вместе, и имели все общее, и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого, и каждый день единодушно пребывали в храме. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».


Когда впервые прозвучало слово «христиане»?

Деяния святых апостолов свидетельствуют, что это наименование впервые прозвучало в Антиохии, где новое учение распространилось среди язычников. Именно для обозначения членов антиохийской общины из местных язычников их противниками было придумано и вошло в оборот название «христиане».

Рост общины требовал от них постоянных забот и усилий по ее организации. В помощь апостолам было избрано семь диаконов, над которыми был совершен чин рукоположения. Особое место в истории было суждено одному из них – Стефану. «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось во Иерусалиме. И из священников очень многие покорились вере, а Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе». Святая Церковь и доныне почитает его первым мучеником за веру.

Вот как это было. Первоначально в Иерусалиме и за его пределами христианство распространялось исключительно среди иудеев. Те, кто принял Святое Крещение, сохраняли на первых порах и все прежние ветхозаветные обычаи. Но ведь Христос заповедовал апостолам крестить все народы. Для выхода с проповедью к язычникам, носителям иных этнических и культурных традиций, нужно было преодолеть иудейские предрассудки. Так, в Иерусалимском храме все еще совершались жертвоприношения, примириться с этим христиане не могли, но не все решались на открытый протест, как это сделал архидиакон Стефан. Синедрион, подстрекаемый фанатиками, обвинил Стефана в том, что он будто бы произносит «хульные глаголы на Моисея и на Бога – что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».

Стефан не оспаривал Божественного происхождения храма и закона, но утверждал необходимость их отмены пришествием Иисуса Христа: «Всевышний не в рукотворных храмах живет». Тогда его вывели за городские ворота, которые и доныне называются в Иерусалиме Стефановыми, и по обычаю того времени побили камнями. Архидиакон Стефан еще не призывал к распространению христианства среди язычников, но своей бесстрашною проповедью, запечатленной мученическою смертью, проложил путь учению Христа.

Следующий шаг к его распространению сделал Филипп из числа тех же семи диаконов. Он проповедовал в Самарии и по берегу Средиземного моря. Филипп просветил и крестил эфиопского сановника-евнуха. Свидетельство об этом в книге Деяний апостольских очень важно, потому что евнух не был иудеем, и значит, его крещение означало преодоление разделения между иудеями и язычниками.

Вскоре апостол Петр крестил римского сотника Корнилия в Кессарии Приморской. Впервые членом христианской церкви стал представитель римской власти – армейский военачальник. Одним из центров распространения христианства была Антиохия. На первых порах христиане из язычников мирно уживались здесь с христианами из иудеев, но противоречия между ними неизбежно возрастали. Церковь к тому времени уже, образно говоря, «вышла из детских пеленок» Ветхого Завета. И тогда на историческую сцену вышел апостол Павел. Его называют еще апостолом «языков» - то есть языческих народов, потому что именно он был призван превратить христианство - не на словах лишь, а на деле - в свободную для всех универсальную мировую религию. Он родился в городе Тарсе в иудейской фарисейской семье из колена Вениаминова, но имел римское гражданство. С детства его звали Савл. «Еврей от евреев, фарисей, сын фарисея», – так будет он сам называть себя впоследствии.

Савл учился в Иерусалиме в училище Гамалиила, отличался ревностным исполнением закона и фанатичной нетерпимостью к христианам. Когда вскоре после Вознесения начались первые гонения на учеников Господних в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких гонителей. Участвовал в казни первомученика Стефана, но на пути в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, произошло его чудесное обращение. Савлу явился Христос со словами: «Савл, отчего ты гонишь Меня?». И столько было в тех словах сокрушения, что сердце Савла исполнилось любви и покаяния. Внезапно пораженный физическою слепотою, но внутренне прозревший, крестившись через три дня, он снова чудесно получил зрение. С того времени Павел стал дерзновенным проповедником Евангелия, перенес множество испытаний, потрудился более других апостолов и был удостоен Церковью вместе с Петром именования первоверховного апостола.

Но это еще впереди. А пока для решения наболевших проблем в 51 году нашей эры в Иерусалиме был созван первый апостольский собор. На нем хри- стиане из иудеев подняли вопрос: при каких условиях язычники могут вступать в христианскую Церковь? И решили его однозначно в пользу верности Ветхому Завету. «.зычников, - говорили они, - можно принимать в Церковь только при условии соблюдения Моисеева закона», в частности – обрезания.

Павел и его немногочисленные сторонники утверждали, что Моисеев закон для христиан из язычников, как и для христиан из евреев, совсем необязателен. Итог обсуждению на соборе подвел его председатель, предстоятель Иерусалимской Церкви, апостол Иаков - брат Господень. Он призвал язычников- христиан воздерживаться только от чисто языческих обычаев: от идоложертвенного, от крови, удавленины и блуда, - и не делать другим того, чего не желают себе. Относительно же христиан из иудеев предполагалось, что они по-прежнему будут исполнять закон Моисея. Постановления иерусалимского собора было послано Антиохийской Церкви через посланников антиохийских вместе с посланниками собора Иудой, Варнавою и Силою. Оно начиналось словами: «Апостолы и пресвитеры, братья! Находящимся в Антиохии и Сирии и Киликии – братьям из язычников радоваться!».

Апостольский собор в Иерусалиме определил на века главный принцип высшего Церковного управления – соборность. Собор решал кардинальный вопрос о соотношении в Церкви христиан из иудеев и христиан из язычников. Так из первоначальной общины рождается Церковь Нового Завета, отменяющая для своих членов исполнение правил Завета Ветхого. Ведь как сказано в Евангелии: «Не вливают нового вина в старые мехи».

Расшифровка аудиокниги
«История Христианской Церкви»
- иерей Григорий Мансуров

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.