|
КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА — ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
ИСКУПЛЕНИЯ
менно на Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. Так учит ап. Павел: «Но
Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос
умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8), т.е. для апостола главное доказательство любви
Бога к человеку — это смерть Христова на Кресте.
В Воплощении Христос свободно принимает все последствия. Крест — это предел истощания, когда Господь
принимает крайние последствия грехопадения, включая
богооставленность и смерть. Богооставленность выражается в словах: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня
оставил» (Мф. 27:46). По словам В.Н. Лосского: «Единственный способ победить смерть — это позволить ей
проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места».
Но предел уничижения есть одновременно и переход к
славе, начало прославления Христа по человечеству. Путь
к этому прославлению лежит через всецелое послушание,
всецелую отдачу Себя Отцу, через Крест и смерть. Таким образом, Крестной смертью запечатлевается
полнота послушания Сына Отцу, отсюда — и полнота единения Сына с Отцом не только по Божеству, но и по человечеству.
Современный греческий богослов Христос Яннарас
пишет: «Христос предает Себя смерти, одновременно отказываясь от всякого стремления к автономному существованию по образу твари. Для Него жизнь и бытие неразрывно связаны с Отцом и возможны лишь при условии безоговорочного предания Себя воле Отца».
Полнота этого предания воле Отца, а значит, и единения с
Отцом, выражается в словах, произнесенных на Кресте:
«Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).
КОМУ ПРИНОСИТСЯ КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА
Крестная Жертва приносится Господом Иисусом Христом по Его человеческой природе (никак не по
Божеству), а приемлется всей Пресвятой Троицей — Отцом,
Сыном и Святым Духом. Говоря о принятии Жертвы,
принесенной Господом Иисусом Христом, Всей Троицей,
мы должны иметь в виду, что принятие этой Жертвы Богом нельзя мыслить в категориях необходимости. Бог не
нуждался в этой Жертве, и никакая необходимость не побуждала Его к ее принятию. Свт. Григорий Богослов
пишет: «Не очевидно ли, что Отец принимает эту Жертву
не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроительству нужно было, чтобы человек
освятился человечеством Бога».
ПОЧЕМУ ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА БЫЛА
ПРИНЕСЕНА ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ ИМЕННО НА
КРЕСТЕ?
Почему именно крест, а не что-либо иное, был избран орудием смерти? Во всей полноте ответить на этот
вопрос невозможно, это тайна воли Божией. Возможно
потому, что в те времена смерть на кресте была самой
позорной и мучительной. У отцов Церкви мы встречаем главным образом символические объяснения, например,
у святителя Афанасия Александрийского (Слово
о Воплощении): «Если пришел Он принести на Себе
клятву, на нас бывшую, то как бы иначе стал клятвою,
если бы не принял смерть, бывшую под клятвою». Но
это крест, ибо так написано: «Проклят всякий, висяй
на древе» (Втор. 21, 23). У святого Иоанна Дамаскина: «Честный Крест прообразовал древо жизни, насажденное Богом в раю, поелику через древо вошла смерть,
то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были
жизнь и воскресение». Встречаются и другие символические объяснения. По мнению свт. Афанасия Александрийского,
крест знаменует победу над диаволом. Поскольку диавол есть дух, блуждающий в воздухе, то и
победа над ним совершается на кресте, т.е. между небом
и землей. Свт. Василий Великий говорит, что крест своими 4-мя концами знаменует привлечение людей со всех
4-х концов света. По толкованию свт. Григория Нисского, 4 конца креста обозначают высоту, глубину, ширину
и долготу, иными словами, указывает на космическое измерение совершившегося на кресте Искупления.
ЗНАЧЕНИЕ СОБЫТИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ В ДЕЛЕ ИСКУПЛЕНИЯ
С древнейших времен именно Воскресение Христово
переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем
Искуплением. Ап. Павел говорит: «А если Христос не воскрес,
то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»; «А
если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во
грехах ваших» (1 Кор. 15:14, 17). Воскресение Христово
запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий
греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления.
В Ветхом Завете существовал обычай принесения
Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь
урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о
Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из
умерших» (1 Кор 15:20). Таким образом, Воскресение
Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе
все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его» (1 Кор
15:22-23).
Событие Воскресения Христова имеет непосредственное отношение к нашей судьбе, к образу бытия
нашей природы.
Во дни Своей земной жизни Господь совершал воскрешения умерших:
Евангелие повествует о трех случаях воскрешения
умерших Господом
Иисусом Христом.
Но воскресения умерших, которые совершал Господь, принципиально отличаются от Его собственного Воскресения. Тела воскрешенных Господом
людей после воскрешения все равно остаются смертными и
тленными, никто из них не избежал телесной смерти, так
как над ними все равно тяготели последствия грехопадения. Чудеса воскресения, совершенные Спасителем, являются доказательством Его Божественного всемогущества,
но это всемогущество, хотя и способно преодолеть законы
природы, тем не менее, не может изменить образ ее бытия,
освободить от власти природной необходимости, от власти
законов падшего естества. Такое изменение вообще нельзя навязать силой, извне, потому что оно может быть
только результатом свободного выбора. И этот «выбор» был
осуществлен в земной жизни Христа, Который всецело преобразовал Свое естественное бытие по
человечеству в сопричастность Божественной любви и абсолютное свободное подчинение Божественной воле.
Эти причастность и послушание были запечатлены крестной смертью и явлены в Воскресении.
Именно поэтому Воскресение Христово Церковью
переживается как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению. И только
поврежденностью церковного сознания, искажением всего
строя духовной жизни можно объяснить тот факт, что
в западном христианстве уже давно праздник Воскресения Христова отошел на второй план, а главным религиозным
праздником и центром церковного года стало празднование Рождества. Несомненно, это свидетельство непонимания самой сущности христианской веры.
После Воскресения Христова изменяется самый способ существования человеческого естества.
Господь после Воскресения сохраняет тварную
человеческую природу, в том числе, и человеческое тело, но эта природа отличается от нашего человечества по способу своего существования.
Человечество Христово после Воскресения в значительной
степени (мы не имеем основания утверждать, что полностью) свободно от подчинения естественной необходимости,
которой подчинено наше тленное естество. С
одной стороны, это действительно человечество, Сам
Господь говорит, что Он не дух и не призрак, поскольку «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24:39). С другой
стороны, это человечество, это тело
проявляет удивительные свойства:
Господь проходит
сквозь запертые
двери (Ин. 20:19),
внезапно исчезает,
как это произошло
в случае с Клеопой и его спутником на пути в Эммаус (Лк. 24:31),
свободно изменяет
Свою внешность;
евангелист Марк
замечает, что двоим ученикам Господь явился «в
ином образе» (Мк.
16:12), во время
явления Воскресшего ученикам на Тивериадском озере ученики Его не
узнали (Ин. 21:4).
Изменения, которые происходят по Воскресении в
человеческом облике Христа, имеют не только отрицательное измерение, т.е. это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и восстановление нашего естества в его первозданном достоинстве.
Основанием этого восстановления является теснейшее
единение человека с Богом и совершенное послушание
Божественной воле.
Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие
|
|