Сколько православных приезжает во Францию –
и только немногие знают, как много святынь до сих
пор, несмотря на бесчинство революций и забвение
достояния христианского прошлого, содержит в
себе французская земля. Ведь и ее, как и нашу святую
Русь, Господь, “по естеству благий и безстрастный”,
по-прежнему любит и желает всем проживающим и
приезжающим туда “спастися, и в разум истины приити”.
ПАРИЖ. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Париже в католическом соборе Парижской Богоматери хранится Терновый венец Спасителя. Вспомним
строки Евангелия: «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на главу и, одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его
по ланитам.» (Ин. 19:1-3). Вместе с Венцом и фрагментом
честного Креста здесь хранится также один из Гвоздей, вбитых в тело Христа.
Эти христианские святыни,
находившиеся в Константинополе, после захвата города крестоносцами попали к королю
Франции Людовику IX в XIII
веке. Король Людовик, прозванный Святым за свою веру
и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню
за 40 км от Парижа. Людовик
снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.
В первую пятницу каждого месяца в три часа дня, а
также в Страстную Пятницу католического Великого
поста Терновый венец вместе
с частицей Креста Господня
и Гвоздем от него выносятся
для поклонения верующим.
ПАРИЖ. ТРЕХ-СВЯТИТЕЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ
Не так легко найти в Париже знаменитое Трехсвятительское подворье Русской Православной Церкви. Вы не увидите ни куполов, ни привычной
архитектуры, но просто одно
из зданий в ряду других. А о
том, что это храм, возвещает
только соответствующая табличка. В 1931 году оставшиеся
верными Русской Православной Церкви эмигранты создали
общину. Бедствовали. Все, на что хватило средств, - арендовать гараж и перестроить его под храм, который освятили во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста. Во главе прихода стоял митрополит Вениамин (Федченков). Одним из первых насельников Трехсвятительского подворья был митрополит
Антоний (Блум), оставивший интересные воспоминания. Владыка рассказывал: «Помню, когда я был студентом, я участвовал в Богослужении в малюсеньком храме, размером с
комнату. Это было в Париже; у нас тогда не было никаких денег,
мы собрали гроши и создали эту церквушку. В этом участвовали большие люди: братья Ковалевские, иконописец Успенский, Владимир Николаевич
Лосский, были другие люди,
между прочими и я, тогда юноша. В этот храм можно было войти, пробравшись по длинному,
темному коридору между кошками и крысами, которые дрались между собой; обрамление
было ужасное. Потом открывалась дверь и - храм был, действительно, беднее некуда: фанерный иконостас, бумажные
иконы (пара настоящих икон была написана Успенским позже). На Трехсвятительском подворье в то время было пять человек, кажется, священников. Они ели только то, что
прихожане оставляли в картонке у дверей. Денег никаких не было.
Но владыка Вениамин умел вдохновить всю службу, вот так
ее к небу возносить».
Если вам когда-нибудь доведется быть в Париже, обязательно посетите этот замечательный храм, согретый молитвами многих и многих людей, именитых и простых,
известных и неизвестных, которых объединяло одно - теплая
живая вера, любовь ко Господу, к родной Русской Церкви,
любовь к России.
ДЕНЬ В ПАРИЖЕ
Начинаю свой маршрут с Монмартра. Монмартр в переводе означает «гора мучеников». По преданию, именно
там пострадали священномученики Дионисий Ареопагит,
Рустик и Елевферий. Святой Дионисий проповедовал Слово Божие жителям Галлии (Франции) и многих обратил от
идолослужения к вере в Господа. В Париже (тогда этот город назывался Лютеция) он построил христианский храм
(впоследствии на месте этого первого храма возник знаменитый монастырь Сен-Дени). В то время началось вторичное после Нерона гонение на христиан, воздвигнутое
Домицианом. Тогда были схвачен святой Дионисий, а вместе с
ним Рустик и Елевферий. Многими муками пытался нечестивый военачальник заставить христиан отречься от Господа. Но святые мученики твердо исповедовали веру в Христа
Бога Истинного. Тогда мучитель осудил их на усечение мечом. Святых вывели из города к горе, называвшейся тогда
Ареева или Марсова (Арей или Марс - языческий бог войны). И там были усечены тупой секирой. При этом Бог явил
преславное чудо. Тело святого Дионисия, будучи обезглавлено, силою Божией встало на ноги и, взявши в руки свою
главу, прошло с нею до того места, где был христианский
храм. Отдавши свою главу одной благочестивой женщине,
по имени Катулла, оно пало на землю. На том самом месте и
было погребено тело священномученика Дионисия. По преданию, вдоль нынешней улицы Жирардон с Монмартра стекал ручей, в водах которого
святой Дионисий омыл свою отрубленную главу, прежде чем нести ее к церкви.
Помолившись святым мученикам на Монмартре, я отправилась на место погребения священномученика Дионисия. Католическая базилика Сен-Дени на севере Парижа
- огромный собор, служивший усыпальницей французских королей. Там же есть подземная крипта. Интересно, что на
каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен. И вот четко прослеживается: те, кто жили до отпадения Католической церкви от Православия, изображены
с крестообразно сложенными на груди руками. А у тех, кто жил уже в эпоху Католичества, - руки сложены лодочкой, как
принято молиться у католиков. Во время революции монастырь был закрыт, базилика разграблена, многие гробницы были
разрушены, а над прахом почивших королей надругались потерявшие совесть бунтари. Мощи святых мучеников находятся
за главным престолом храма.
Елисейские поля (Avenue des Champ-Elysees). Эта, наверное, самая известная улица Парижа, была проложена еще
при короле Людовике XIV как продолжение центральной оси парка Тюильри (парк перед
Лувром). Триумфальная арка была построена после успешного похода Наполеона в
Австрию. Позже стала символом всех военных побед Франции. Увидев мост Александра III, сворачиваю туда. Вернувшись на
Елисейские поля, дохожу до Площади Согласия (Place de la Concord). Странное название для места, где во время великой по
беззакониям Французской революции были казнены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта.
Перпендикулярно площади Concord проходит улица Rue
Royale. Свернув на нее, оказываюсь перед католической церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины
(Ste-Marie-Madelen). В этом храме пребывают и мощи святой. Но
они подвешены под потолком и приложиться к ним нельзя.
Спускают их только в день памяти святой Марии Магдалины.
На улице Сен-Дени находится еще одна католическая церковь Сен-Леё-Сен-Жиль (St-Leu-St-Gilles). Мощи святой равноапостольной царицы Елены находятся в крипте (подземное
помещение подалтарной части храма, служащее для погребения). Рядом с мощами православные иконы. А в самом храме
вы увидите Владимирскую икону Божией Матери.
А ведь еще несколько лет назад никто не знал, что в Париже находятся мощи святой царицы Елены, матери первого в истории Римского императора-христианина Константина Великого, которая обрела на Голгофе Крест Христов и
восстановила в Палестине поруганные язычниками Святые
места, связанные с жизнью Спасителя. Именно тогда священником Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже были обнаружены мощи святой царицы Елены в католическом храме Сен-Ле-Сен-Жиль в
саркофаге, подвешенном к потолку.
Православный Александро-Невский кафедральный собор на улице Дарю стал религиозным центром русской
эмиграции в Париже. Митрополит Евлогий вспоминал впоследствии: «В первые годы религиозное усердие эмиграции
было трогательное. Несмотря на горечь и ужас жизни, веяло религиозной весной, не было в людях той безнадежности, того уныния, которые овладели душами впоследствии». Большой красивый храм, недалеко от
Триумфальной арки, с роскошным иконостасом и фресками в древне-русском стиле и сегодня открыт.
Свято-Сергиевское подворье Русской Православной
Церкви - настоящая «пустынь» посреди шумного и суетного Парижа. Храм удивительный: каменный, но с какимто сказочным деревянным крыльцом. Как-то очень легко
представить себе живую творческую обстановку в стенах
подворья и приютившегося здесь богословского института.
Две характерные особенности определили стиль и направление этой школы и стали координатами ее ученой и
учебной деятельности. С одной стороны, творческие дерзания ее руководителей, готовность приятия самых острых
проблем современности, смелость
историко-критического подхода к источникам богословского ведения, сознание
необходимости быть на уровне научных
требований эпохи. С другой - быт и работа Института сразу же при его создании встали в рамки храмового благочестия. Ритм богослужебной жизни церкви, ее посты, праздники с их богатством
литургического богословия едва ли не
преобладают в атмосфере института.
Сегодня институт продолжает принимать студентов, но преподавание идет
на французском языке, на нем же написана большая часть литературы, а также отчасти идут богослужения.
Святая Геновефа (Женевьева) Парижская
Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. По молитвам к преподобной исцелялись болящие, ее заступничеством
Париж спасался от завоевателей. Во время Французской революции мощи святой Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы ее святых мощей, подаренные в свое время
различным приходам, сохранились.
Эти частицы, а также древняя гробница преподобной находятся в храме святого Стефана-на-горе (Saint-Etienne-du-Mont). Рядом с мощами
висит небольшая православная икона, на которой святая Геновефа изображена вместе с преподобным Симеоном Столпником. Храм святого
Стефана расположен рядом с Пантеоном. Пантеон первоначально строился как храм святой Геновефы. Но
французская революция решила использовать его в своих целях, назвав
«усыпальницей великих людей эпохи свободы», сюда был перенесен
прах Вольтера. Позже здесь был похоронен Виктор Гюго.
СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА
Со святой Женевьевой таинственным образом стала связана судьба
русской послереволюционной эмиграции. Однажды, в 20-е годы минувшего века она явилась во сне одной благочестивой русской женщине, духовной дочери священника
Михаила Бельского, говоря: «Почему вы, изгнанные из России, вы все, претерпевающие столько болей и страданий, не
обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь». - «Кто Вы?» - спросила та женщина во время видения. «Я Женевьева, покровительница Парижа».
В 30 км к югу от Парижа, в местечке Сент-Женевьев-дю-Буа (что значит - «Святая Женевьева в лесах»), где, по
преданию, была пещера, в которой святая вела некоторое время отшельническую жизнь, в 1920-е годы был основан
Русский дом (La Maison Russe) для престарелых.
Тогда же городские власти выделили для русских часть
кладбища. На небольшом участке, прилегающем к кладбищу, выстроили церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Архитектором храма был Альберт Александрович Бенуа.
На этом кладбище покоятся великие люди России, которые были вынуждены покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь находится памятник в честь воинов Белой Армии. Обрели свой последний покой на этом
кладбище многие священнослужители. В частности, протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Василий Зеньковский и
другие. Похоронены здесь многие известные деятели культуры. Среди них - композитор Н.Н. Кедров, писатели Иван
Бунин, Б.К. Зайцев, Дмитрий Мережковский и Зинаида
Гиппиус, Виктор Некрасов (участник Великой Отечественной войны, автор книги «В окопах Сталинграда», выслан из России в
1974 году), поэты Георгий Иванов и Александр Галич (вынужденный уехать в эмиграцию в 1974
году), художники Константин Коровин, Константин Сомов, Зинаида
Серебрякова, М.В. Добужинский, кинорежиссер Андрей Тарковский (в эмиграции с 1983 года), философ Н.О. Лосский. На этом кладбище похоронена княгиня Вера Аполлоновна Оболенская. Она
была участницей французского Сопротивления, была арестована во Франции, перевезена в Берлин и там казнена в 1944
году. Ей было тогда 33 года... Здесь покоятся Великий князь
Гавриил Константинович (сын Великого Князя Константина
Константиновича Романова, президента Академии наук и поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.), Великий Князь Андрей Владимирович, сын брата Императора Александра III,
Великого Князя Владимира Александровича. Здесь был похоронен писатель Иван Сергеевич Шмелев, сейчас его прах
перенесен в Москву. На этом кладбище могилка отрока Сергия Старка, Сержика, маленького земного ангела, с удивительной историей которого многие знакомы.
ПЮИ (PUY)
На юге Франции расположен небольшой древний городок Пюи. На вершине большой скалы стоит храм Архангела
Михаила (Сен-Мишель) X века. Храм имеет византийскую
архитектуру и сохранил древние православные фрески. В
этом храме хранится древний чудотворный крест X-XI века.
Кафедральный собор города освящен в честь Благовещения. Построен он в XII веке. Архитектура православная, а
внутри - чисто католический. В этом соборе находится некий камень, на котором Матерь Божия явила чудо в V веке,
исцелив женщину. Еще в Пюи на высокой горе в XIX веке
католики поставили огромную статую Девы Марии - Богоматерь Франции (Notre-Dam de France).
ШАРТР
Старинный французский город Шартр
(Chartres) находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит
к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в
Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что
именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа.
Первое чудо, связанное со святыней, произошло в нашествие норманнов. Плат был вывешен
на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был
практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел!
Новый католический собор, освященный в честь Девы Марии и получивший название
Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в
1260 году. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор
получил название «Акрополя Франции».
Кроме этого, в Амьене в кафедральном соборе содержится часть честной главы Иоанна Предтечи, которая попала туда в результате IV крестового похода.
В Эшо под Страсбургом можно посетить мощи святой мученицы Софии.
А в Лотарингии небольшая деревня Сен-Николя-де-Пор
стала главным центром почитания св. Николая для христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии после перенесения
сюда части мощей святого из Бари в 1098 г.
Использованы материалы сайта http://la-france-orthodoxe.net/ru/ , Татьяна Радынова
|