ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Города святой земли - Назарет

«...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» (Лука, 1:26)

НАЗАРЕТ (, Нацрат, Ноц-рат; по-арабски ан-Насира), город в центре Нижней Галилеи, ныне арабский; один из святых городов христианства... Здесь проживало святое Семейство, здесь Деве Марии «обрученной мужу, именем Иосифу», ангел возвестил о чудесном рождении сына и о том, что он «будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лука, 1:27-32); здесь, согласно христианской традиции, Иисус рос и укреплялся духом, пока не пришло время его служению, здесь он впервые проповедовал. Именно в Галилее было совершено восемь из 11 чудес Иисуса Христа.

Назарет не упоминается ни в Ветхом Завете, ни у греческих, ни у римских авторов. Не упоминает его и еврейский историк Иосиф Флавий. Первые сведения о нем есть лишь в Новом Завете и в книгах раннего христианства. В Евангелиях Иисуса называют либо Назарянином, либо Назореем. Понтий Пилат написал на кресте: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Иоанн, 19:19).

Что значит назорей? Пророк Исайя сказал о царстве Мессии: «... Произойдет отрасть от корня Иесеева, и ветвь произрастет от коня его» (Ис, 11:1). Ветвь на иврите - «не-цер». Случилось так, что при переводе этого пророчества слово «не-цер» осталось непереведенным. В Евангелии от Матфея при ссылке на это пророчество сказано: «... Да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется» (Матф., 2:23), где слово «назорей» производное от оставшегося непереведенным ивритского слова «нецер». Отсюда и ивритское название города Нацрат - Назарет, и отсюда же на иврите «ноцрим» - христиане. Правда, есть и другое толкование слова Назарет. Некоторые считают, что оно происходит от ивритского слова «назир», что значит «человек, служащий Богу». В частности, назореем был Самсон. С распространением христианства ивритским словом «назир» евреи стали называть монахов.

История города

Первое нехристианское упоминание о Назарете дает найденный в Кесарии список священнических чередов Галилеи (3-4 вв.); согласно ему, в Назарете проживал жреческий род ха-Пиццец, известный также из Библии (1 Хрон. 24:15). «Ономастикой» Евсевия и Иеронима (141:3) описывает Назарет как небольшую деревню. В византийский период Назарет оставался преимущественно еврейским, судя по сообщениям Эпифания (4 в.) и путешественника Антонина Плацентина (570), впервые упомянувшего о существовании церкви в городе. В 614 г. евреи Назарета и окрестных горных селений поддержали персов в их войне с Византией; в отместку византийцы, видимо, уничтожили или изгнали еврейское население.

С арабским завоеванием Эрец-Исраэль (638) в районе Назарета рядом с христианами поселились мусульмане. В 1099 г. Назарет был захвачен крестоносцем Танкредом и превратился в христианский город.

Саладин взял Назарет в 1187 г.; крестоносцы возвращались сюда дважды в середине 13 в. В 1263 г. город был снова взят арабами и разрушен, и лишь в 17 в. начал строиться заново.

В 1799 г. в Назарете несколько дней стояли войска Наполеона I. Во время Первой мировой войны в городе находился штаб турецкой армии в Эрец-Исраэль, а в начале Войны за независимость штаб Арабской армии освобождения Ф. Каук-джи. Назарет (тогда город с населением свыше пятнадцати тысяч человек, куда влилось много беженцев из окрестностей, в том числе из Сафурии — см. Циппори) был взят Армией обороны Израиля в июле 1948г.

Современное состояние

В 1957 г. к северо-востоку от Назарета стали строить Верхний Назарет. Этот город, предполагалось, станет единым с Нижним Назаретом, заселенным арабами. Город построили, но Верхний и Нижний Назарет живут обособленно и объединены, пожалуй, только общим названием.

Теперь в Верхнем Назарете еврейское население превышает 20 тысяч человек. Здесь работают предприятия военной, пищевой, текстильной промышленности. В Нижнем Назарете сегодня больше 40 тысяч жителей, из них 52 процента арабы-христиане. Здесь живут много монахов - греки-католики, греки ортодоксы, копты, протестанты, францисканцы, марониты и русские-православные - из самых разных стран.

Основные сферы занятости населения: ремесла, торговля сельскохозяйственной продукцией, производимой в окрестных арабских деревнях, работа на пищевой фабрике, строительство, обслуживание турнстов, в основном христианских паломников.

Назарет служит административным и культурным центром окружающих арабских поселении. Сегодня он разделен на кварталы, которые можно узнать по куполам церквей н башням мечетей: католический квартал, греческий православный, мусульманский. Есть много смешанных районов.

Русский язык когда-то знали многие жители Назарета. Они обучались ему в школах, открытых в конце прошлого века Императорским православным палестинским обществом России. Учениками были православные арабы, многие из которых заканчивали учительскую семинарию и преподавали в галилейских школах. Но Октябрьская революция положила конец этим начинаниям.

Главные христианские святыни: церковь Благовещения над одноименной пещерой (впервые, возможно, построена как церковь иудеохристиан, не раз восстанавливалась н перестраивалась, в последний раз — в 1955-68 гг.); церковь святого Иосифа (мужа Марии, построена в 1914 г. на фундаменте церкви 13 в.); церковь архангела Гавриила (1750— 57) у «источника Марии»; так называемая церковь-синагога (построена в 1877 г. над руинами древней синагоги, где, по преданию, проповедовал Иисус — см. Лука 4:16-28). Всего в Назарете 25 церквей. Имеется ряд монастырей, в том числе «Терра Санкта» в центре города (1930). Действуют многие благотворнтельные миссии, в основном из западных стран (итальянские, французские, немецкие, английские, американские), при которых имеются школы, приюты, больницы, клиники, молодежные клубы и т. д.

Жители Назарета по прав}' гордятся своей религиозной терпимостью. Христиане и мусульмане живут вместе в гармонии и взаимопонимании. Мусульманское население имеет две соборные мечети. Среди мусульманских достопримечательностей города - мечеть Эль-Абпяд, или Белая мечеть, расположенная на границе Старого города, строительство которой продолжалось с 1799 по 1812 год, и мечеть Эль-Салаам (мечеть Мира), здание впечатляющей архитектуры, построенное в шестидесятых годах.

Библейская история

Здесь расположен Храм Благовещения - крупнейший на Ближнем Востоке собор, заметный еще при подъезде к город}' и принадлежащий Ордену францисканцев. Он был возведен и освящен в 1969 г. По преданию, здесь жила Дева Мария, когда Ангел сообщил ей Благую Весть, а также руины древних церквей времен Византийской империи н крестоносцев. Грот, в котором, как утверждается, был ее дом, находится на нижнем уровне храма. Этот важный памятник археологии, включающий, помимо церкви, остатки соседних строений, подтверждает, что на этом месте действительно находилась библейская деревушка Помрет.

В музее Францисканцев, находящемся на территории собора, хранятся находки археологических раскопок.

Верхняя часть собора служит приходом Римско-Католнческой церкви. Внутреннее пространство храма заполнено великолепными мозаиками, - произведениями искусства и керамическими барельефами, пожертвованными католическими общинамй\ со всего мира. Внутренний дворик соединяет Храм Благовещения с соседней церковью Св. Иосифа Плотника.

Чуть подальше находится Фонтан Девы (греко-православная церковь Архангела Гавриила), где, по преданию, архангел Гавриил впервые явился Деве Марии. Эта живописная церковь, интерьер которой покрыт фресками, была построена в XVII в. на месте Фонтана Девы Марин. Православные христиане считают, что именно здесь произошло Благовещение: в древнем Назарете был только один источник питьевой воды и Дева Мария могла брать воду только здесь.

Недалеко от Назарета расположено много святых мест, связанных с жизнью Иисуса. На западе расположен Сепфорис (Зиппори), родительский дом Марии (сегодня это красивый национальный парк).

Здесь также расположены гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар-Кана восточнее Назарета, где Иисус сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, а также древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками.

Подготовила И. Ильина

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.