О. Иоанн сообщил подробную
свою автобиографию издателю
журнала «Север»,
где она была напечатана в 1888 году.
«Я – сын причетника Архангельской губернии, села
Сурскаго, родился
в 1829 году. Вот, нисколько не подготовленный к школе, едва умевший
читать по складам,
я поступил в архангельское приходское училище
своекоштным воспитанником в 1839
году, на десятом году возраста. Туго
давалась мне грамота: руководителей
ближайших не было, до всего должен
был доходить сам. Не малая скорбь
была у меня по поводу моей непонятливости. Но с детства, будучи приучен
примером отца и матери к молитве, я
был благочестиво настроенным мальчиком и любил молитву и богослужение, особенно – хорошее пение. Скорбя
о неуспехах учения, я горячо молился
Богу, чтобы Он дал мне разум, – и я
помню, как вдруг спала точно завеса
с моего ума, и я стал хорошо понимать
учение. Чем больше я возрастал, тем
лучше и лучше успевал в науках, так
что почти из последних возвысился до
перваго из учеников, особенно в семинарии, в которой окончил курс первым
студентом в 1851 году, и был послан в
Петербургскую духовную академию на
казенный счет. В академическом правлении тогда занимали места письмоводителей студенты, за самую ничтожную плату (около 10 р. в месяц), и я,
имея мать, бедную вдову, нуждавшуюся в моей помощи, на предложение секретаря академического правления, с
радостью согласился занять это место.
Окончив курс кандидатом богословия
в 1855 году, я поехал священником в
Кронштадт, в декабре месяце, женившись на дочери местнаго протоиерея,
К. П. Несвицкаго, Елизавете, находящейся в живых и доселе, детей у меня
не было. С первых же дней своего высокаго служения Церкви, я поставил себе
за правило: сколь возможно искренне
относиться к своему делу, пастырству
и священнослужению,
строго следить за собою, за своею внутреннею жизнью. С этой
целью, прежде всего,
я принялся за чтение
Священнаго Писания
Ветхаго и Новаго Завета, извлекая из него
содержательное для
себя, как для человека, священника и члена общества. Потом я
стал вести дневник,
в котором записывал
свою борьбу с помыслами и страстями, свои
покаянныя чувства,
свои тайныя молитвы ко Господу и свои
благодарныя чувства
за избавления от искушений, скорбей
и напастей. В воскресный и праздничный день я произносил в церкви слова
и беседы, или собственнаго сочинения
или проповеди митрополита Григория. Некоторыя из моих бесед изданы,
а весьма много осталось в рукописи.
Изданы: «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира», «О промысле Божием», «О мире» и «О блаженствах Евангельских». Кроме проповедничества, с
самаго начала священничества я возымел попечение о бедных, как и сам
бывший бедняком, – и лет около двадцати назад провел мысль об устройстве
в Кронштадте «Дома Трудолюбия»
для бедных, который и помог Господь
устроить лет 15 тому назад. И все».
Пастырь-учитель, свыше тридцати
лет, являлся как по-своему положению, так и по личным своим достоинствам, выдающимся представителем
Православной Церкви, с неутомимой
ревностью проповедующим, обличающим, запрещающим, умоляющим со
всяким долготерпением и учением.
О. Иоанн, 17-тилетним юношей, готовился пойти в монахи, миссионеры
дальних стран и распространять свет
православия далеко за пределы нашего отечества. Во время обучения
в духовной академии в видении ему
было открыто, что место его служения не Япония или Китай, а собор во
имя святого Андрея Первозванного,
что в граде Кронштадте.
В 1855 г. о. Иоанн закончил курс
духовной академии со степенью кандидата богословия и в том же году
принял первую открывшуюся вакансию в окрестностях Петербурга. Случай выпал в Кронштадт, в собор Св.
Андрея Первозваннаго, и с 1855 года
о. Иоанн оставался в том же самом
храме, на том же самом месте, решительно отклоняя все предлагавшиеся
ему перемещения и переводы.
Отец Иоанн принял на себя беспримерный подвиг. В течение всей
своей дальнейшей жизни он служил
священную Литургию ежедневно без
выходных и отпусков, не прерываясь
и во время болезни. В четыре утра он
приходил в Андреевский собор и готовился к Литургии, которую проводил рано утром при огромном стечении православного люда.
Отец Иоанн отличался искренней
живой любовью к людям. Жизнь отца
Иоанна не делилась на общественную и частную. У него нет частной
своей жизни. Он весь принадлежит
своему долгу и служению. Возвращаясь домой, он находил сотни народа,
десятки неотложных приглашений,
тысячи писем, просьб и т. п. Наскоро удовлетворив голод, а иногда и не
евши, он спешил удовлетворить по
возможности всех, невзирая на утомление, голод... После службы он шел
в трущобы Кронштадта. Беседовал,
благословлял, раздавал все, что имел
на тот день в карманах. Нередко возвращался домой без верхней одежды,
без сапог, без единой полушки в кармане. Даже 3-4 часа в сутки для сна не
принадлежали всецело о. Иоанну, он
проводил их нередко в вагоне, карете, а то и вовсе не спал... Непреоборимая вера и пламенная любовь к Богу,
правде и человеку, пропитывающая
каждый атом существа отца Иоанна
и заставляющая его совершенно забывать свое «я» – вот та сила, которая создала скромному священнику
славу.
Отец Иоанн Кронштадтский умер
в 1908 году. Он был прославлен как
святой Русской Зарубежной Православной Церковью в 1964 году, а в
1990 году канонизирован и Русской
Православной Церковью. Народ российский почитал его святым всегда,
еще при жизни. Гробница Иоанна
Кронштадтского находится в Петербурге в Иоанновском монастыре.