| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
Вопрос священникуОтвечает иерей Григорий Мансуров Как святые слышат молитвы, обращенные к ним, если они не обладают всеслышанием, которое присуще только Богу? Они же не могут находиться одновременно в разных местах. А мысленную молитву они в принципе слышать не могут, так как не имеют способности читать мысли. Есть ли в Священном Писании слова, что, кроме Бога, надо обращаться и к святым? Христос восстанавливает в себе самом падшее после грехопадения прародителей естество человеческое. Мы знаем, что первозданный Адам нарекал имена животным, видя духом своим саму суть естества их, а Ева общалась со змеем, и это общение «со зверями полевыми» не описывается как нечто необыкновенное, хотя нам и представить такое довольно сложно. Способность слышать молитвы живущих на земле людей, причём не единичные, а все, даже одновременно возносимые, – это свойство Божия Всеведения, Всеслышания и Вездеприсутствия. Бог благодатью Своей раскрывает во святых людях это свойство, ведь человек создан по образу и подобию Божию, и святые также могут слышать обращённые к ним молитвы живущих. Мир духовный от людей после грехопадения был закрыт Создателем, дабы человек не мог повредиться от видения злых духов, поэтому мы не можем что-либо определённое сказать о его измерениях: есть ли в нём категории времени, пространства или нечто другое? Однако определённо, наши земные характеристики пространства и времени для мира духовного неприменимы, и как Господь, так и святые духом своим могут одновременно (по нашему исчислению времени) пребывать в географически разных местах. Также мы можем рассуждать и про мысленную молитву: если Бог её безусловно слышит, почему Он не может дать святым своим такую же способность? Безусловно, способность слышать мысленную молитву святым присуща, как и Богу. В Священном Писании нет прямой заповеди о почитании святых, но это почитание вполне соответствует духу нашей веры. Святые – близкие Богу люди: они друзья Божии (Пс. 138, 17), друзья Христовы (Ин. 15, 14), сонаследники Христу (Рим. 8, 17), близкие и родные Ему (Мр. 3, 35), молитвенники и заступники за нас пред Богом, ради которых Бог готов щадить целые беззаконные города (Быт. 18, 23-32), сохранил и бытие человеческого рода ради праведного Ноя и его семейства. О почитании праведников после смерти говорит ряд изречений Св. Писания: «В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6). «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7). Спаситель говорит апостолам: «Иже вас приемлет, Мене приемлет: иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя» (Мф. 10, 40). Преблагословенная Дева Мария сама предрекла о Своем прославлении человечеством: «отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). Отцы VII Вселенского Собора, подытоживая опыт Церкви всех предшествующих веков говорят так: «С любовью принимали и Господни, и апостольские, и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и превозносить во-первых, истинную Богородицу, высшую всех небесных сил, а также и святые ангельские силы, блаженных и всеславных апостолов и пророков, славных и победоносно подвизавшихся за Христа мучеников, святых и богоносных учителей и всех преподобных мужей, а равно и просить их ходатайства, так как они могут приближать нас к Богу». Почитание святых есть продолжение почитания Бога, к нему Одному возносятся наши молитвы, как к подателю всех благ. Отвечает протоиерей Михаил Курочкин Откуда появились названия титулов почтения «Преосвященный», «Святейший» и др.? Они предполагают святость их носящих? Подобные вопросы, как правило, задают сторонники протестантских конфессий (баптисты, пятидесятники и проч.) или православные, беседовавшие с ними. По их мнению, в Священном Писании нет конкретных указаний на то, чтобы почитать Божию Матерь и святых угодников и обращаться к ним в молитвах, молиться за усопших, почитать иконы или называть священников «отцами». На самом деле, в Библии достаточно таких указаний. В обществе первых христиан было принято называть друг друга «святыми». Апостол Петр говорит: «Но вы род избранный, царственное священство, народ святый…» (Пет 2:9). В посланиях к Римлянам, Коринфянам, Ефесянам, Колосянам апостол Павел приветствует христиан, называя их святыми. Такое обращение постоянно напоминало верующим об их высоком призвании становиться (быть) святыми, поступать по-христиански во всех случаях их земной жизни. Среди же христиан, именуемых «святыми», были и старейшие – священники и епископы. И что же удивительного, если, следуя наставлениям апостола Павла, «…по смеренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил 2:3), старшего христиане стали называть «святейший». Обращение «Святейший», употребляемое к Патриарху, выделяет человека, имеющего высший церковный чин, из среды прочих верующих (мирян, священников, епископов), но ни в коей мере не ставит его наравне со святыми, канонизированными Церковью. На практике, когда люди (как правило начинающие и не воцерковленные) говорят, что их смущают выражения «отец», «спаси нас» и т.д., предлагаешь им называть священнослужителя «иереем» или «священником», заменить «спаси нас» на «моли Бога о нас» или «помогай нам», и если человек задает подобные вопросы не с целью придирок к учению и обрядам Православной Церкви, а для того, чтобы правильно понять ее учение, то он довольно быстро понимает суетность подобных сомнений, легко воспринимает терминологию, принятую в Православии. Просящего с чистым сердцем Господь вразумит. Почему Богородицу просят «Спаси нас», если спасает всех Бог? Особое место в ряду молитвенников за всех людей занимает Божия Матерь, которую ублажают «все роды». Кто обращался к Божией Матери молитвами,
составленными православными подвижниками, прекрасно видит, что просит Ее о ходатайстве пред Господом. Но наша вера в Ее
предстательство, наша уверенность, что в деле нашего спасения Ее молитвенная помощь имеет очень
большое значение, дает нам основание обращаться к Божией Матери словами «Пресвятая Богородице, спаси нас!».
| ||||||||||||||||