ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



О чем рисуют дети

Известно, что дети очень любят рисовать. Они рисуют все, что видят, что им нравится. Если присмотреться к тому, что рисует ребенок, можно многое понять, потому что иногда именно через творчество он делится яркими впечатлениями и рассказывает о том, что его порадовало или взволновало. Почему же многие педагоги и психологи все настойчивей выражают озабоченность, обращая внимание на рисунки современных детей?

Образ человека

Анализируя рисунки дошкольников, с которыми проводятся психолого-коррекционные занятия, с сожалением можно отметить одну особенность – изображенные люди обычно как бы вырваны из жизненного пространства, они просто «стоят столбом», ничем не занимаясь. Если попросить кого-нибудь из ребят 11-14 лет изобразить родных или одноклассников в процессе какой-нибудь деятельности, то далеко не все справятся с заданием. Немалая часть откажется, сославшись на неумение. Ну, а те из ребят, кто соглашается нарисовать семью, выбирают, в основном, одинаковые сюжеты: брат сидит за компьютером, папа смотрит телевизор, мама стоит у плиты. Однако согласитесь, любой из этих людей в течение дня делает на глазах у автора картины еще множество других вещей. Так что напрашива- ется неутешительный вывод о стандартизации мышления наших детей и, соответственно, об их достаточно низком творческом потенциале.

Современным детям неинтересно напрягаться, искать нестандартные решения. Куда проще воспроизводить готовые стереотипы, а стремление к оригинальности восполнять кривлянием и подражанием нелепой моде. Именно на это сейчас настраивает подростков и молодежь массовая культура.

Но, может быть, неважно, как дети рисуют людей? В конце концов, какая разница, аккуратно прорисован человек или тяп-ляп, занят чем-нибудь или нет? Мы же не в художники их готовим. На самом деле разница есть, причем весьма существенная. И дело тут не только в развитии памяти, фантазии и прочего, а в формировании отношения к миру и людям, в социализации ребенка.

Вспомним, что именно в последние годы наблюдается рост задержек психического развития, а также учащение случаев раннего детского аутизма (РДА) – серьезного психического заболевания, одним из главных симптомов которого является нарушение контактности ребенка, его погруженности в себя, отгороженность от окружающих. А есть так называемая «вторичная аутизация», развивающаяся у изначально здоровых детей. Причиной ее возникновения могут быть не только пережитые психические травмы, но и запредельные для хрупкой психики впечатления, которые ребенок получает, смотря агрессивные западные мультфильмы и боевики. Кстати, развитию аутизации также способствует чрезмерное увлечение компьютерными играми.

Именно поэтому обеднение образа человека в детских рисунках, отсутствие интереса к людям и их занятиям – весьма тревожные звоночки, на которые родители обязательно должны реагировать. Ведь нормальному ребенку все интересно. Он, наоборот, внимательно наблюдает за окружающими людьми, стараясь подражать их поведению, манерам, привычкам, подмечая любые мелочи. Чем старше становится человечек, тем больше тянется к людям, и это естественно отражается в его играх и рисунках.

Небрежные, примитивные изображения людей характерны и для детей с диагнозом «гиперактивность». Им трудно сосредоточиться, они не могут и не любят доводить дело до конца и, уж тем более, проявлять тщательность в деталях. И в общении гиперактивные дети поверхностны и небрежны. Отношения с окружающими у них часто не клеятся не только из-за их импульсивности и гневных выбросов, но и из-за того, что они людьми понастоящему не интересуются, хотя и выглядят весьма общительными.

Мама, папа, я – счастливая семья

Самый распространенный рисуночный тест для детей – это рисунок семьи. По тому, кто и как изображен, можно сказать довольно много и о семейных взаимоотношениях, и о восприятии ребенком своих родственников. С виду хрупкая, худенькая, но властная мама будет на рисунке одного роста с папой (а то и выше его!). Наиболее значимого человека ребенок обычно рисует первым, прорисовывает его тщательно и детализировано, в отличие от остальных. В процессе рисования он может еще не раз возвращаться к этой фигуре, подправляя ее, дополняя какими-то подробностями.

Не случайно и расположение фигур на листе бумаги. Оптимальным считается вариант, когда семья нарисована в полном составе, все держатся за руки или заняты одним делом. Психологи считают это признаком сплоченности, включения ребенка в семейную ситуацию. По вполне понятным причинам «проблемные» дети редко радуют такими рисунками.

Сейчас дети обычно редко рисуют семью, собравшуюся за общим столом. Гораздо чаще члены семьи на рисунке разобщены. Если попросишь нарисовать всю семью в действии, то каждый, как правило, занимается чемто своим. Большое расстояние между родственниками или отгороженность друг от друга какими-то предметами (например, папа закрывается от всех газетой) – яркие признаки отчуждения. Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются в отдалении от остальных.

И, кстати, за все годы работы я ни разу не столкнулась с тем, чтобы ребенок просто забыл кого-то нарисовать. Как правило, это проявление ревности, конфликтных взаимоотношений. А иногда ребенок так обходится с тем членом семьи, который смотрит на него как на пустое место.

Но бывает и так, что на рисунке семьи фигурируют родственники, не живущие с ребенком, или даже вымышленные персонажи. Подобные картины могут свидетельствовать о том, что ребенок просто нуждается в близких людях или же в более теплых эмоциональных отношениях с окружающими. Не редки случаи, когда отец давно ушел из семьи (или вообще в ней не фигурировал), а ребенок упорно его изображает. Так ведут себя и гордые дети, которые скрывают, что у них нет отца, и те, для кого разлука с отцом – настоящая трагедия. Причем многие переживают эту трагедию молча. Для матери, считавшей, что ребенку все равно и даже изумлявшейся его равнодушию к «проблеме папы», такой рисунок становится горьким открытием.

Но бывает и так – ребенок рисует всех, кроме себя. Это говорит о его низкой самооценке и об отсутствии чувства общности с семьей. Про таких детей можно сказать, как сказал Пушкин про Татьяну: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Если же в ответ на задание нарисовать семью ребенок нарисует только себя, трактовка будет зависеть от того, как он это сделает. Крупное изображение (подчас во весь лист), обилие деталей, бантиков, цветов и прочих «украшательств» может свидетельствовать об эгоцентризме и, возможно, об истероидных чертах характера. Маленькая фигурка обычно говорит о тревожности ребенка, о том, что он чувствует себя отверженным, нелюбимым, несчастным. Иногда, по наблюдениям психологов, такой рисунок может указывать и на аутические тенденции.

Любимые герои – страшилища и привидения?

Все чаще в детских рисунках начинает прослеживаться новая особенность: образы детских рисунков приобретают демонический характер. Связано это с тем, что постепенно воображением детей прочно завладевают привидения, колдуны, «белые» и «черные» маги. Эти, казалось бы, отрицательные персонажи, заимствованные из современных сказок (например, о Гарри Потере), мультфильмов и компьютерных игр, становятся любимыми героями наших детей. И рисуют их дети как-то совсем не по-детски. В таких рисунках много странного, завораживающего и одновременно пугающего символизма. Все образы, с одной стороны, необычные, а с другой стороны – стереотипные, лишенные индивидуальности. Словно кто-то водит рукой ребенка.


Дети, увлекающиеся подобными картинками, практически всегда обожают западные мультфильмы и компьютерные игры, откуда и черпают вдохновляющие их образы. А в этой кино- и компьютерной продукции, как показывают новейшие исследования психологов, нередко воспроизводится стилистика и символика оккультных и даже откровенно сатанинских сект. Естественно, подобные увлечения не проходят даром для хрупкой психики ребенка: такие дети практически всегда страдают расстройством поведения и психики. А многие взрослые, к сожалению, до сих пор недооценивают последствия духовного отравления, которое не менее опасно, чем физическое.

Кстати о драках

Нельзя не сказать о военной тематике, которая обязательно встречается в рисунках всех мальчишек. Они всегда с большим увлечением рисуют солдат, войну и драки. Но главное, чтоб в этих самых картинках не чувствовалось агрессии. Например, солдат держит оружие, но при этом важно, как он смотрит на людей: со злобным оскалом или же с дружелюбной улыбкой, всем своим видом показывая, что он хороший друг и надежный защитник. Сейчас же, к сожалению, очень часто рисунки многих малышей прямо-таки пышут злобой и агрессией: сплошные острые углы, шипы, когти, оскаленные зубы, драки, взрывы, смерть. Конечно, все это свидетельствует об имеющихся психологических проблемах.

Символика рисунков

Во многом детские рисунки символичны. Но не следует разбирать в них любую деталь, находя в ней иносказательный смысл. Например, не всегда оказывается, что вода, дождь, звезды или холодильник – «символы депрессивного настроения», детская кроватка – «символ пленения, наказания», грузовики – «символ власти или угрозы», а воздушные шарики – «символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться», как сегодня пишут в пояснениях к некоторым психологическим тестам. Очень многое тут зависит от контекста, от частоты повторения образа и от иных факторов. Грудничков всегда рисуют в коляске, в кроватке или у мамы на руках. А как их еще рисовать, если сами они ходить не умеют и всегда где-то лежат? А какая современная кухня без холодильника? Ну, а звезды на темном небе – вообще классика, дети каждый вечер видят этот образ в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» и во множестве детских книжек.

Но, конечно, есть вещи, с которыми не поспоришь. Открытый кричащий рот, особенно с нарисованными зубами, это признак агрессии и, вполне вероятно, страхов (тогда агрессия будет защитного характера). Кулаки, когти, острые зубы, шипы, колючки тоже указывают на агрессию или страхи. Об этом же свидетельствует увлечение «портретами» хищников, динозавров, киборгов, роботов-убийц и прочих современных «героев детских сказок». Оружие и опасные для жизни предметы также свидетельствуют о психологических проблемах. Пожары, взрывы, аварии, стихийные бедствия прямо-таки вопиют о детских страхах.

Грязь (испачканная одежда, пятна на полу, грязная посуда и т.п.) – символ внутреннего беспокойства, дисгармонии, может быть, хронического чувства вины.

Фигуры людей без рук (например, в рисунке семьи) тоже не бывают «просто так». Это признак пассивности или выключенности из трудовой семейной жизни. Вроде бы ребенок вполне активный и даже претендует на лидерство, но весь пар уходит в свисток, то есть в капризы.

Люди без ног лишены опоры, таким образом, может проявляться неуверенность в себе.

Очень тревожный признак, когда людей рисуют с половыми органами. Эта тема настолько табуирована в нашей культуре, что здоровые, адекватные дети не отражают ее в рисунках, хотя с раннего возраста прекрасно отличают мальчиков от девочек и мужчин от женщин. Как правило, фиксация на половых органах начинается после полученного раннего сексуального просвещения, от присутствия при какой-то сцене, не предназначенной для детских глаз, от вовлечения ребенка в непристойные игры и занятия. У таких детей появляется повышенный интерес к проблемам пола, происходит ранняя сексуализация поведения, а то и, наоборот, растормаживание сфер влечений, которое может повлечь за собой задержку психического развития.

Даже изображение пупка небезобидно! В рисунках маленьких детей это может быть признаком эгоцентризма. А если пупок рисует ребенок старшего возраста – это признак инфантильности или стремления уйти в себя, то есть аутизации. Сейчас, когда такая мода на обнажение пупков и пирсинги, внимание детей опять-таки может искусственно привлекаться к традиционно «непривлекательной» части тела, и рисунков «с пупками», наверное, станет больше. Но нарушение культурных норм даром не проходит. Психика всегда реагирует на это болезненно.

Качество линий и композиция

Анализируя рисунок, можно сделать некоторые выводы и по качеству линий, по их форме. Однако, прежде чем приступать к анализу, нужно подробнее ознакомиться с ситуацией. Возможно, ваш ребенок занимается в изостудии, и там его учат именно такой технике рисования или же именно такой композиции на листе. А вообще, твердые, уверенные линии говорят о решительности, об эмоциональном равновесии. Чрезмерно сильный нажим, при котором может сломаться карандаш или вдавиться вовнутрь стержень фломастера, трактуется как проявление агрессивности или тревожности.

Слишком легкий нажим – признак неуверенности, робости. Прерывистость, неточность линий – подверженность колебаниям, боязнь совершить ошибку. Такой ребенок часто зачеркивает рисунок, стирает изображение, нервничает, что у него «плохо получилось». Кривые, почти волнистые линии, неспособность начертить прямую нередко свидетельствуют о нарушении эмоционального состояния или о проблемах психического характера. Нажим, слабеющий в процессе рисования, наводит на мысли о быстрой утомляемости испытуемого и даже, возможно, о депрессии.

Что касается композиции, то, например, рисунки на весь лист свидетельствуют о завышенной самооценке, компенсаторном превознесении себя в воображении, о склонности к тщеславию. А вот малые размеры рисунков предполагают, наоборот, заниженную самооценку, эмоциональную зависимость, возможную предрасположенность к депрессии.

И о цвете

Преобладание черного, серого или коричневого в детском творчестве – тоже тревожные звоночки. Тут «в анамнезе» могут быть и страхи, и какие-то другие, не менее серьезные медицинские проблемы. Мир здорового, психически и психологически благополучного ребенка – яркий, красочный, разноцветный.

Если ребенок отказывается рисовать

В случае упорного нежелания ребенка рисовать, родителям стоит насторожиться, а не оправдывать его отказы «свободой выбора»: дескать, не надо давить, пусть делает то, что ему нравится. В дошкольном и младшем школьном возрасте детям, как правило, нравится то, что дается легко. А то, с чем у них трудности, кажется скучным и вызывает стойкий отказ. И если вы позволите ребенку идти по пути наименьшего сопротивления, то трудности так и не будут преодолены и в дальнейшем это отразится как на обучении, так и на формировании личности.

Но чаще всего дети отказываются рисовать по следующим причинам:

• Недоразвитие мелкой моторики. Руки не слушаются, не получается правильно держать карандаш – короче, никакого удовольствия, одна морока с этим рисованием. Без «адресной» помощи, то есть развития моторики, трудности будут только увеличиваться. В начальных классах, когда учителя обращают повышенное внимание на почерк, письменные задания станут для ребенка источником постоянного стресса. И учение, соответственно, превратится в мучение. Поэтому развитием мелкой моторики следует заниматься заранее, используя для этого специальные детские пособия, занимательные прописи и раскраски.

• Бедность фантазии. Это тесно связано и с ростом задержек психического развития, и с тем, насколько ребенок успел за свою недолгую жизнь пристраститься к телевизору и компьютеру. Имейте в виду, что даже если ваш ребенок смотрит в большом количестве не западные, а наши, хорошие и добрые мультики, это все равно отрицательно влияет на развитие его творческой фантазии. В памяти всплывают готовые зрительные образы, заслоняя собой те картины, которые могли бы возникнуть в детском воображении. Если это происходит часто (а мультипликационные образы красочны, эмоционально заряжены и быстро запоминаются), то мышление ребенка становится заштампованным. Какой уж тут простор для фантазии? Для простора нужно освободить место: поменьше смотреть телевизор и больше подпитывать ребенка яркими, живыми впечатлениями, пробуждать у него интерес к чтению, к сочинительству сказок, а также разнообразить ролевые игры.

• Неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку. Сейчас в моде раннее развитие и обучение, но дети от этого нередко получают эмоциональную травму, не справившись с каким-то заданием или почувствовав неодобрение педагога. Осознать свои переживания и, тем более, внятно рассказать о них они еще не в состоянии, так что родители зачастую не подозревают о происшедшем. Но зато у ребенка появляется стойкая неприязнь к тому виду деятельности, в котором он потерпел неудачу. Боясь совершить ошибку, он отказывается повторять печальный опыт. И тут все зависит от взрослого. От его такта, терпения и настойчивости. Ободряя ребенка, помогая ему (а на первых порах и выполняя за него большую часть работы), взрослый может вывести малыша из угнетенного состояния. А может – если будет раздражаться, стыдить и сравнивать его с более успешными детьми – усугубить чувство неполноценности. Я знаю случай, когда маме приходилось рисовать практически все вместе со своим ребенком. Сын лишь после долгих уговоров соглашался пририсовать рыбке хвостик. А через пару месяцев рисовал сам уже не только рыбку, но и птичку, и мишку, и елку, и Деда Мороза.

Вместо заключения

Как любое творчество, рисование способно не только раскрыть внутренний мир ребенка, но и повлиять на него. В этом, собственно говоря, суть любой арт-терапии.

Настраивая малыша на оптимистический лад, переключая его внимание с отрицательных впечатлений на положительные, подсказывая новые идеи и сюжеты, насыщая детскую фантазию светлыми, чистыми образами, каждый родитель может стать первым помощником в преодолении ребенком психологических проблем, не обращаясь за помощью к специалистам.

Татьяна Шишова

Наверх

© Православный просветитель
2008-22 гг.