В глубокой древности Новый год
чаще всего связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на
Руси Новый год отмечали 1 марта.
В XIV веке Московский церковный
собор постановил считать началом
Нового года 1 сентября согласно
греческому календарю. И только в
1699 году Пётр I, возвратившись из
путешествия по Европе, специальным
указом повелел «впредь лета исчислять» с 1 января.
Утром 15 декабря с
высокого помоста царский дьяк зачитал указ Петра «О новом счислении
лет». Предписывалось «писать впредь
c января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не
от сотворения мира». 20 декабря 7208
года тот же дьяк огласил ещё один указ
– «О праздновании Нового года»:
«Поелику в России считают Новый
год по-разному, с сего числа перестать
дурить головы людям и считать Новый
год повсеместно с первого января. А
в знак доброго начинания и веселия
поздравить друг друга с Новым годом,
желая в делах благополучия и в семье
благоденствия. В честь Нового года
учинять украшения из елей, детей
забавлять, на санках катать с гор. А
взрослым пьянства и мордобоя не
учинять – на то других дней хватает.
А кто на Новый год не веселится, тех
бить батогами».
Дед Мороз ведет свое происхождение из славянской языческой мифологии. Мороз (Карачун,
Зимник) считался предком и духом холода. Представлялся в виде старика небольшого роста, с
белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с
железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи.
Образ Санта Клауса традиционно связывают с личностью святителя Николая Чудотворца,
архиепископа Мир Ликийских, который еще при жизни был известен делами благотворительности.
Снегурочка появилась на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского,
который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке,
вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей.
Следует отметить, что до принятия
Российской Империей Григорианского
календаря празднование Нового года
не приходилось на Рождественский
пост. Предписанное Петром I веселье
начиналось и заканчивалось во время
Святок.
В полночный час 1 января 1700
года во всех церквах впервые прошло
ставшее после традицией полночное
бдение.
Хотя накануне гражданского Нового
года и ныне во многих храмах проходят
новогодние молебны, Церковь не выработала общего суждения, как относиться к празднованию гражданского
Нового года, день которого приходится
на время поста.
Некоторые православные христиане не считают гражданский Новый
год праздником и не встречают его.
Некоторые полагают, что нет ничего
греховного, если мы, не нарушая поста,
скромно, с постной трапезой, отметим
в кругу семьи или друзей наступление Нового года, проявим любовь к
близким, скажем друг другу добрые пожелания на грядущее лето благости
Божией, выпьем с ними бокал вина.
Об этом же говорил и Святейший патриарх Алексий II, напоминая, что
«даже Великим постом в праздничные
дни разрешается вино, начиная с первой субботы поста. Что же касается
Рождественского поста, то наиболее строгая его часть начинается лишь со
следующего дня, 2 января по новому
стилю».