![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
![]() |
На начало | |||||||||||||||||
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Наши баннеры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
«Александр Сибиряков» и конвой БД-5Сражения Великой Отечественной на тюменском Севере
В июле-августе 1942 г., после разгрома конвоя PQ-17, движение караванов судов союзных государств с военной и иной помощью в СССР прервалось. Этим перерывом решило воспользоваться германское командование, спланировав операцию «Вундерланд» («Страна чудес»). Ее суть заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море силами крупных надводных кораблей. Немцы достаточно давно заинтересовались Северным морским путем. Еще 30 декабря 1939 г. и 26 января 1940 г. главком Военно-морского флота Германии Э. Редер докладывал Гитлеру о возможности установления регулярного морского сообщения на Севере между Рейхом и Японией. Плавание вспомогательного крейсера «Комет» в 1940 г., не дав серьезной информации, только разожгло интерес. Неравный бой «Александра Сибирякова»В августе 1942 г. в Карское море вошел немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Он взаимодействовал с несколькими подводными лодками, развернутыми там ранее, а также имел на борту самолет-разведчик. В его задачу входило уничтожение ледоколов и караванов советских судов, а также нанесение ударов по портам, расположенным на трассе Северного морского пути. Сложная ледовая обстановка не позволила крейсеру настичь в районе пролива Вилькицкого наш караван судов, двигавшихся на восток, и заставила повернуть на запад, где у острова Белуха произошла его встреча с ледокольным пароходом «Александр Сибиряков». Хотя «Александр Сибиряков» находился в оперативном подчинении Военно-морского флота и имел военную команду в составе 32 человек, а также вооружение, он являлся гражданским судном и выполнял народно-хозяйственный рейс. Пароход вышел из Диксона для доставки 349 тонн грузов полярным станциям на архипелаге Северная Земля и сооружения новой станции на мысе Молотова (в настоящее время мыс Арктический). На борту «Сибирякова» также находились 120 человек, которых ледокол должен был доставить на Северную Землю. Даже в условиях войны ученые не прервали работу на Карском море. В этих краях работало несколько полярных станций, на которых велись наблюдения за погодой и географические исследования. Сведения, добытые этими специалистами, были крайне необходимы: без точного прогноза погоды и определения кромки льда невозможно было наметить путь караванов и дать ориентировку для движения военных кораблей. 25 августа 1942 г., обнаружив вражеский крейсер, для недопущения захвата судна, данных о ледовой обстановке, движении конвоев, шифровальных материалов капитан «Сибирякова» А. А. Качарава принял неравный бой, который стал одной из легендарных, героических страниц истории советского флота времен Великой Отечественной войны. Попадания крупнокалиберных снарядов привели к потоплению ледокольного парохода, однако до последних минут уцелевшие орудия и остававшиеся в живых команды орудийных расчетов продолжали вести обстрел крейсера, нанеся ему потери в живой силе и разрушив орудия и оборудование, находившиеся на верхней палубе. Бо?льшая часть экипажа и пассажиров ледокольного парохода «Александр Сибиряков» погибла, несколько человек были захвачены в плен, в том числе и раненный А. А. Качарава. Хотя бой «Адмирала Шеера» с «Александром Сибиряковым» был недолгим, радиограммы о нахождении противника в Карском море, переданные с парохода, позволили командованию Северного флота оценить опасную обстановку и усилить наблюдение на трассе Северного морского пути, а также своевременно предупредить руководство порта Диксон об угрозе нападения крейсера с целью уничтожения портовой инфраструктуры и находящихся там судов. ![]() Командир немецкого крейсера планировал блокировать пролив Вилькицкого, но вскоре был вынужден отказаться от задуманного, поскольку его разведывательный самолет потерпел аварию. Оставался только один объект, до которого крейсер мог добраться при плохой видимости, – порт Диксон. Получив сообщение от «Сибирякова», на Диксоне начали спешно готовиться к встрече с нежданным гостем. На острове и в порту были созданы противодесантные дружины. Документацию всех служб собрали вместе, переправили в заранее подготовленное место в тундре и замаскировали. Женщины и дети были эвакуированы в тундру – в устье речки Лемберова. Всем судам было предложено уйти в устье Енисея в Гольчиху. Бухта непривычно опустела. Крейсер «Адмирал Шеер» был обнаружен на подходе к Диксону с северо-западного направления с наблюдательного поста Нового Диксона в час ночи 27 августа, о чем сообщили в штаб морских операций, который был одновременно и штабом обороны Диксона. Оборона порта Диксон, стойкость и мастерство его защитников сорвали планы немцев по высадке с крейсера десанта численностью в 180 человек, которому предписывалось захватить документацию, несколько пленных из числа руководителей порта, а все остальное население Диксона истребить и все портовые сооружения стереть с лица земли. Артиллерийская батарея из двух десятков моряков-североморцев и нескольких малокалиберных пушек, размещенных на гражданских судах, мобилизованных во время войны, не только точными выстрелами повредили вражеский корабль и не допустили высадки десанта, но своими стойкостью и героизмом заставили тяжелый немецкий крейсер срочно покинуть Карское море. Однако германское командование не отказалось от планов действий на акватории Карского моря. Там по-прежнему находились немецкие подводные лодки, создававшие угрозу нашим судам, атакуя их и минируя стратегически важные проливы. Эта угроза сохранялась до конца 1944 г. ![]() Конвой БД-5Советский военно-морской внутренний арктический конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) вышел из Молотовска (ныне Северодвинск Архангельской области) 8 августа 1944 г. В его состав входил большой транспортный пароход «Марина Раскова» водоизмещением 9083 тонн, на борту которого находилось 426 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работавших на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были военнослужащие Беломорской военной флотилии и гражданские специалисты. Команда «Марины Расковой» состояла из 51 человека, кроме того на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6500 тонн продовольственных и технических грузов для полярных станций. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В. А. Демидов. Транспорт «Марина Раскова» был принят от американского правительства в состав Северного морского пароходства в 1943 г. и назван в честь советской летчицы-штурмана, одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза. Транспорт сопровождали три тральщика – Т-114, Т-116 и Т-118. На тральщиках сопровождения находилось 339 человек. Конвой БД-5 обнаружила и сразу атаковала немецкая подводная лодка U-365. Трагедия разыгралась 12–13 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый в Карском море и стоила жизни 375 советским военнослужащим и работникам тыла из числа 765 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин, судьба 24 человек неизвестна. В результате атаки немецкой подводной лодки затонули пароход «Марина Раскова», а также тральщики Т-118 и Т-114. Тральщик Т-116 занимался поиском и спасением, он подобрал, по разным данным, 186 или 176 человек. ![]() С 14 августа 1944 г. проводилась поисково-спасательная операция. Силами авиации был спасен 71 человек. Командование Северного флота провело анализ причин гибели конвоя БД-5 и приняло комплекс дополнительных мер по организации и обеспечению своевременного и безопасного прохождения конвоев. Эти события являются самой трагической страницей внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Немецкая подводная лодка U-365, атаковавшая конвой БД-5, была потоплена в декабре 1944 г. в Северном Ледовитом океане к востоку от острова Ян-Майен глубинными бомбами с двух бипланов типа «Суордфиш» с британского эскортного авианосца. В память о трагедии конвоя БД-5 в 2009 г. была организована Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников, собраны воспоминания, фотоколлекция, книги о конвое, организована международная поисковая операция «Конвой БД-5». На острове Белый установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 1944 г. В Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.
По материалам журнала «Арктика:
![]() Наверх ![]() | ||||||||||||||||
![]() |