![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
![]() |
На начало | ||||||||||||||||
![]()
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Наши баннеры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Искание смысла жизни есть поиск Бога![]() Дети в Знаменском соборе Тюмени у иконы Спаса Нерукотворного. Фотоконкурс «Святое и вечное» 2024 г., III место. Многие богословы и философы размышляли о природе человеческой души и ее стремлении к высшему. Существует мнение, что в душе человека есть пустота, которую может заполнить только Бог. Хотя авторство этой мысли точно не установлено, ее суть перекликается с учением святых отцов. Блаженный Августин, епископ Иппонийский, в конце IV века в своем автобиографическом труде «Исповедь» писал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Святитель Иннокентий Московский в своих трудах отмечал: «Хоть всю вселенную положи человеку к ногам – ему будет этого мало, ибо он желает Бога». Откуда берется эта жажда души? Почему человек, имея все земное, ощущает внутреннюю пустоту? Об этом мы и поговорим. О природе духовной жажды Преподобный Иустин (Попович) говорил: «Чем меньше Бога в человеке, тем меньше человека в человеке». Человек, отвернувшийся от Бога, ощущает внутреннюю пустоту. Мир предлагает ему удовольствия, знания, власть, но ничто не может насытить его душу. Святитель Иоанн Златоуст в своих «Беседах на Евангелие от Матфея» писал: «Душа создана для большего; она жаждет Бога, даже если человек этого не осознает». Но что происходит с человеком, который отказывается искать Бога? Он начинает искать замену, как сказано у пророка Иеремии: «Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13). Так и современный человек, отказываясь от живого Бога, пытается заполнить свое сердце тем, что не способно принести покоя. Он погружается в земное, а его душа все равно остается пустой. Французский ученый, философ и богослов Блез Паскаль (XVII век) в своем труде «Мысли» говорит: «В сердце человека есть пустота, которую ничто земное не может заполнить, но только Бог». Так происходит, потому что душа человека создана Богом и для Бога. Взгляд неверующих Если святые отцы говорят о неизбывной жажде Бога, то отвергающие веру пытаются объяснить это состояние иначе. Марк Туллий Цицерон, живший в I веке до Рождества Христова, в трактате «О природе богов» писал: «Страх перед необъяснимым породил богов». В более поздние века некоторые европейские философы продолжили эту линию. Дэвид Юм (XVIII век) писал: «Человек стремится объяснить хаос и потому наделяет явления природы духовным смыслом». Подобное, но в еще более грубых формах в XIX и XX веках высказывали Фридрих Ницше и Ричард Докинз. Безбожные философы утверждают, что вера – это продукт сознания, историческая необходимость, но не истинная потребность души. Они говорят, что пустота в сердце – не поиск Бога, а желание смысла, и каждый человек ищет смысл по-своему. Но удовлетворяет ли человека это наполнение? Все вышеупомянутые философы нашли, чем заполнить свою душу. Но читая их жизнеописание и творения, мы не видим, что их души наполнились миром и любовью. Христос нас учил, что по плодам узнаете их (Мф. 7:15). Преподобный Силуан Афонский как будто бы лично общался с этими людьми. Он точно описывает состояние сердца неверующего человека: «Без Бога душа томится, и чем больше в мире живет, тем больше тоскует». Сколько бы человек ни приобретал, он остается неудовлетворенным. Ведь что в мире может насытить душу, сотворенную для вечности? Как заполнить пустоту души? Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Этот призыв обращен ко всякой душе, ищущей покоя. Но что мешает человеку услышать его? Часто приходилось размышлять над словами святителя Тихона Задонского и соглашаться с ним в том, что мешает нам видеть везде присутствующего вечного Бога, – это наш грех. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чтобы узреть Бога, человек должен очистить свое сердце от страстей и грехов, которые, словно тьма, застилают его взор. Когда сердце очищается, тогда оно начинает светиться, как зеркало, принимая в себя лучи Божественного света. В книге «Моя жизнь во Христе» святой праведный Иоанн Кронштадтский сравнивает грех с тучами, скрывающими солнце: «Как тучи не дают солнцу согреть землю, так и грех не дает душе увидеть Бога». Святитель Григорий Богослов («Слово 39») раскрывает эту же мысль еще глубже: «Очистим свои сердца – и тогда узрим Бога. Но не только узрим – но и наполнимся Им, и не будет больше в нас пустоты, и не будет в нас тоски, но радость и полнота жизни, которую дает только Он». Душа каждого человека стремится к Богу, даже если он этого не осознает. Но если грех омрачает наше сердце, мы не видим Бога, не слышим Его голоса, не чувствуем Его присутствия. Очистим сердца наши в покаянии, и Бог воссияет в них!
Диакон Димитрий Майоров, ![]() Наверх ![]() | |||||||||||||||
![]() |