| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Сотвори добро и живи во веки веков»Выдающийся государственный деятель древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель, великий князь киевский Владимир Мономах написал своим детям «Поучение», которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Вдохновенные строки проникнуты заботой не только о благе семьи, но и каждого русского человека, родной земли в целом. Мысль семейная под пером князя преодолевает узкие бытовые границы, раздвигает домашние рамки и поднимается на новый высокий уровень: дом – это вся Русь, семья – все русские люди, среди которых благоверный князь снискал любовь и уважение. «Поучение», составленное в православном духе, – своего рода русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нем особенно важно теперь, когда в принцип возведены эгоистические интересы и каждый себялюбиво помышляет лишь о личном благополучии, а потому рушатся все человеческие связи, в том числе родственные. Образ семьи дается в «Поучении» как важнейшая духовно-нравственная модель жизнеустройства. Почти тысячелетие тому назад великий князь сознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются. Девальвация наших национальных нематериальных сокровищ, в том числе крепких семейных основ, – в составе оружия массового демографического поражения, ведущего к вымиранию страны. Русское слово «семья» восходит к праславянскому «с?мия» – семя, род, племя, земля. В евангельском контексте семя наполняется христианским смыслом, служит образом слова Божия. Господь проясняет сокровенный смысл притчи о сеятеле: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен». Земля – сердца людей, весь мир, все человечество, а сеятель – Христос. Мономах начинает рассказ от собственных корней. Стоит поучиться у князя уважению к предкам, благородной фамильной гордости, не тождественной гордыне современных спесивых и пронырливых выскочек с их покупными родословиями, жаждущих пролезть в славную русскую историю, неправедно присвоить за деньги чужую честь. За детальным знанием Мономахом своего родового древа, семейных традиций стоит глубокое понимание ответственности перед народом, историей, русской землей. На исходе жизни князь продолжает сознавать себя звеном в цепи поколений: внуком «благословенного, славного» князя Ярослава Мудрого – составителя «Русской Правды» (по линии «отца возлюбленного» – князя Всеволода) и византийского императора Константина Мономаха (со стороны матери – княгини Анны). В его честь получил князь Владимир прозвание Мономах. «Мономахос» в переводе означает «единоборец». Из земли греческой добродетельному христолюбивому русскому князю были присланы драгоценные дары: частица Животворящего Креста, на котором был распят Христос; сердоликовая чаша кесаря Августа и знаки царской власти Константина: золотая цепь и бармы (оплечья); венец, известный на Руси как шапка Мономаха. Великий князь киевский – собиратель русских земель – выступал против раздробленности, стремился не допустить распада государства на удельные княжества, призывал христианскую Русь к единству, князей – к объединению. Летописец повествует о том, как Мономаха поддерживал русский народ. Киевляне отправили к Владимиру наиболее авторитетных людей – «вдову Всеволодову и митрополита Николу» – с мольбой постоять за землю русскую, за веру православную: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собою, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую оборонили отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая». Мольбу киевлян Владимир исполнял на протяжении всей жизни. С его княжением связано усиление Руси. Самые ответственные сражения старается приурочить Мономах к христианским праздникам: на Успение, на святого Бориса день, по Рождестве, – уповая на помощь Господнюю. Защитник христианских душ, городов, сел, монастырей – Владимир полагается на святых угодников. И Божие заступничество не оставляет князя в его правом деле. После каждого рассказа Мономаха о битвах рефреном многократно звучат слова: «и Бог нам помог». Выдающийся полководец лишен гордыни, показного геройства. Он не превозносится над людьми и не приписывает себе лично никаких подвигов и заслуг, смиренномудро полагая себя «худым и грешным». Боголюбивый князь сознает, что все его успехи – Божий дар; все в милосердной руке Промысла Божия: «Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его». Князь проявился как незаурядная личность во многих сферах деятельности. На примерах из собственной жизни, исполненной трудов и опасностей, строит Владимир свою стратегию христианского воспитания. Являя образец мужества, доблести, благородства, он стремится сформировать полноценные мужские качества у сыновей, внушая им мысль о «Божием сбережении»: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого». Идеалы добра, красоты, целомудрия, верности видит Владимир в женщинах. Заботясь о собирании семьи, он просит князя Олега Святославича, в битве с которым погиб младший сын Мономаха Изяслав, отпустить вдову Изяслава: «Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя», «чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее». Потрясает глубина христианских и патриотических чувств, с которыми Мономах смиряется с гибелью сына на ратном поле: «Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших», – и прощает убийцу. Князь чужд мести: «не враг я тебе, не мститель», – памятуя завет Господа: «Мне отмщение, и Аз воздам». Слово Божие постоянно пребывает в мыслях и на устах Мономаха, который в своем «Поучении» проявляется и как глубокий богослов. Среди бесконечных внешних и внутренних войн, раздоров и распрей, опасностей, измен и клятвопреступлений он умел вести праведную, благочестивую жизнь, спасая русские земли и святыни монастырей. Еще будучи князем переяславльским, набожный Владимир «украсил серебряную раку святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит летописец, что греки дивились ее богатству и художеству». Став князем киевским, Мономах перенес из ветхой церковки в новый каменный храм святые мощи высокопочитаемых на Руси Бориса и Глеба, «ибо древняя Россия признавала оных мучеников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств». Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что Мономах спешил «благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного». Когда в Киеве случился мятеж, вызванный «лихоимством евреев», которые «угнетали должников неумеренными ростами» (говоря современным языком – грабительскими банковскими процентами), Мономах определил, что ростовщик-заимодавец, «взяв три раза с оного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала». В государственный принцип возвел князь библейские заветы, священные слова псалмов: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены»; «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром». Также актуален призыв Мономах к «увлекающимся властью» «избегать суеты» и «ни во что ставить всеобщий почет», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, – другие собранное нами разделят». Суровый, закаленный в боях воин и умудренный государственный деятель, он обладает нежным сердцем, тонкими лиричными чувствами, умеет молитвенно выразить их. В «Истории государства Российского» упоминается, что «Владимир отличался христианским сердечным умилением: слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за Отечество и народ, ему любезный». Соединяя заветные истины любимых псалмов, наставляет Мономах потомков: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». vБеспрерывно помышляя о благе людей, князь призывал своих преемников защищать всех обездоленных: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не давайте сильным губить человека»; «не давайте <…> причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас». Ни малейшей небрежности не терпит военное дело. Князь, зная об этом не понаслышке, делится собственным опытом: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись». Мономах внушает идеалы благочестия, милосердия, гостеприимства, добротолюбия, непрестанного самосовершенствования: «напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел»; «Больного навестите, покойника проводите»; «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»; «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь»; «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее». В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему призывает постоять за землю Русскую.
Алла Анатольевна Наверх | |||||||||||||||