ак
многие
сибирские
города,
Ялуторовск
возник на месте
древнего поселения. Первые официальные упоминания о городе относятся к 1659 году. Ялуторовская слобода
разместилась на левом берегу Тобола между рекой Бачанкой и озером.
Первыми жителями острога были казаки-годовальщики.
Но постепенно Ялуторовская слобода заселялась и крестьянами.
После церковной реформы Никона появились в Сибири старообрядцы.
Так возникли вокруг Ялуторовской
слободы староверческие
деревни Суерка, Коркино, Ингалинка, Хохлово,
Слобода Бешкильская.
Первые жители Ялуторовской слободы в основном занимались сельским
хозяйством,
однако
возросшее население слободы нуждалось не только
в продуктах
питания, но и в
промышленных
изделиях.
Наибольшее распространение получили отрасли, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства - кожевенные,
мыловаренные, салотопленные. В каждом поселении была развита деревообработка.
С 19 января 1782 г. Ялуторовская слобода стала именоваться
городом Ялуторовск,
а 17 марта
1785 года ему был дарован свой герб. Герб города Ялуторовска - «в синем поле серебрянное
мельничное
колесо,
в
знак
того,
что
в
округе
оного
находится многое число мучных мельниц». Верхняя часть герба - золотая пирамида с воинскою арматурою - флагами,
секирами и барабанами - была общей для всех городов Тобольского наместничества и символизировала власть.
В 1790 году Ялуторовск был заселен духовными, приказными,
купцами, мещанами и военными. Но основное население города
составляли крестьяне. Были развиты следующие ремесла и
производства: малярные, медные, оловянные, кузнечные, токарные,
шляпные, кожевенные, плотницкие, столярные, кирпичные,
чеботные, изготовление деревянной посуды, телег и колес.
В городе было 4 длинных и 7 поперечных
улиц.
Ялуторовск украшали несколько каменных зданий -
две церкви, больница, уездное училище, богадельня, один обывательский
дом. Остальные
строения были деревянными:
уездный суд с городническим
правлением (эти здания сгорели в феврале 1820 г.), земский суд, казачество, тюремный острог. Сегодня он по-прежнему сохраняет замечательную планировку того
времени - широкие прямые улицы, ровные линии домов.
Начиная с 40-х годов 19 века, стал известен Ялуторовск своими ярмарками, которые проводились здесь четыре раза в год -
Благовещенская (25 марта), Сергиевская (25 сентября), Никольская (6 декабря), Сретенская (2 февраля). Наиболее известная из
них Никольская, торговый оборот которой составлял 21 тыс. руб.
серебром. На них торговали хлебом всех видов, скотскими кожами, маслом, салом, рыбой, разным красным товаром.
21 октября 1817
года происходило торжественное
открытие уездного училища. Для начала в Ялуторовске был открыт
первый класс с 30
учениками.
Преподавателей было два, и один из них был смотрителем (директором) училища.
По именному указанию
Александра I от 22 июля 1822 года о
преобразовании сибирских
губерний Ялуторовский уезд
был преобразован в Ялуторовский округ и вошел в состав Тобольской
губернии. Город Ялуторовск был назначен окружным городом.
ДеКаБРистЫ в ялутоРовсКе
В Ялуторовске на поселении с 1829 года по 1856 год проживали девять декабристов (В.К. Тизенгаузен, А.В. Ентальцев, В.И.
Враницкий, А.И. Черкасов, И.Д. Якушкин, М.И. Муравьев-Апостол, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский, Н.В. Басаргин).
Летом 1830 г. в Ялуторовск из Березово перевели Андрея
Васильевича Ентальцева (1788 - 27.1.1845). Подполковник, командир 27-й конно-артиллерийской роты. Член союза благоденствия с 1820 г. и Южного общества.
Приехал он в город с женой Александрой Васильевной. В
истории России есть замечательная страничка о русских женщинах, 11 женах, невестах декабристов. Они выходили замуж
за князей, военных, командиров. И когда декабристов лишили
всех чинов, званий, они не бросили своих мужей, последовали
на каторгу за государственными преступниками, чтобы облегчить их участь.
В Сибири у Андрея Васильевича явилось влечение к медицине. Андрей Васильевич и
характером больше соответствовал обязанностям врача:
всегда ровный, со всеми одинаково приветливый. Ялуторовчане всегда долго вспоминали этого благодушного бессеребренника.
16 сентября 1836 года
в Ялуторовск с каторги был переведен Иван Дмитриевич
Якушкин (28.12.1793 - 11.8.1857). Отставной капитан, один
из основателей Союза спасения, член Союза благоденствия,
участник Московского заговора 1817 г., вызвавшийся совершить цареубийство.
Все свободное время И.Д. Якушкин занимался чтением
книг по ботанике, философии, истории, математике. Летом
он собирал в окрестностях города растения для гербария.
Результаты многолетнего изучения природы были изложены декабристом в трактате «Что такое жизнь?».
Среди просветительских начинаний сосланных декабристов особенное внимание современников и потомков привлекает к себе Ялуторовская школа И.Д. Якушкина. Никто бы
не разрешил открыть училище государственному преступнику. Неоценимую услугу декабристам оказал священник Стефан Яковлевич Знаменский. Он с большим уважением относился к людям, пострадавшим за свои убеждения, и был
горячим поборником просвещения народных масс. Знаменский взялся устроить при соборе церковно-приходскую
школу. Школа после многих препятствий со стороны городничего и смотрителя 6 августа 1842 г. была открыта. Уже к
маю 1846 года в этом приходском училище обучалось 200
мальчиков из Ялуторовска, его округа и некоторых соседних городов. И.Д. Якушкин с открытием школы смог реализовать доброе качество своей души - он не только видел
в каждом человеке какие-нибудь способности, но обычно
прилагал все силы, чтобы развить эти способности.
Декабристы лечили местных крестьян, научные исследования по этнографии и метеорологии вели М.И.
Муравьев-Апостол, И.Д. Якушкин, Н.В. Басаргин.
ПРомЫШленниКи и меценатЫ
Иван Федорович Мамонтов - купец 3-й гильдии, переехал в
Ялуторовск из Шадринска в конце 30-х годов XIX века. Он поселился
на самой главной улице города - Вознесенской (ныне
Первомайская), недалеко от церкви Вознесения Господня. В семье было семеро детей, но именно Савве суждено было стать
знаменитым промышленником и меценатом. Ребенок невольно впитывал духовную атмосферу, которая окружала его в детстве. Это
определило очень многое в дальнейшем его развитии. Со временем Ялуторовск стал тесен для предпринимательской
деятельности Ивана Федоровича, и он переехал сначала в Чистополь, потом в Псков и в 1850 году навсегда обосновался в Москве.
Главным в жизни Саввы Ивановича Мамонтова было искусство. «Надо приучить глаза народа к красивому на вокзалах, в
храмах, на улицах», - говорил Мамонтов. Двери его московского дома и двери его имения
Абрамцево были широко открыты для людей,
по-настоящему одаренных. Савва хорошо чувствовал талантливых людей. Он материально поддержал в трудную
минуту и помог развить творчество Федора Ивановича Шаляпина, Михаила Александровича Врубеля, Виктора Васнецова,
Константина Коровина и многих других.
ДваДцатЫй веК
Власть Советов в Ялуторовске была установлена в
феврале 1918 года.
Во время трагических событий
гражданской войны
город некоторое время
находился
в руках адмирала Колчака. 17 августа
1919
года
к
власти
пришли
большевики.
В
период
НЭПа
начали
организовывать
кредитные
товарищества
на
базе
частновладельческих
мастерских:
кожевенный завод, свечной завод. В годы
Великой
Отечественной
войны
промышленность
города и особенно за
вод сухого молока и лесозавод не только не допускали,
наход
ясь
в
тяжелых
условиях
материально-технического
снабжения, снижения темпов, но,
на ходу расширяя
производство,
увеличивали выпуск продукции для фронта.
Ялуторовск - город областного подчинения,
центр ва жного сельскохозяйственного
района, производящий
пиломатериалы и мебель, молочные консервы и кондитерские изделия, машины
и оборудование, муку, крупу и железобетонные изделия.
В
Ялуторовске
7
школ,
в
том
числе
ремесленная
и
вспомогательная. Есть профессиональный лицей, совхоз-колледж, профессиональное
у
чилище.
Они
готовят
специалистов
для
промышленности города и для сельского хозяйства района. Одно медучилище. На начало 2000 года число
проживающих составило
37,7 тыс. человек, в том числе 10,6 тыс. пенсионеров, 10 тыс. детей от 0 до
18 лет. Но все последующие годы смертность превышает рождаемость, и численность населения уменьшается. Население города составляет 1,2 процента от населения области, в то
время как производство потребительских товаров - 9 процентов.
Культура
города представлена музыкальной
и
художественной школами, центром досуга и детско-юношеского творчества,
станцией
юных
техников
и
натуралистов,
Домом
культуры,
центром национальных культур и центра
лизованной библиотечной
системой, музейным комплексом. Один
из главных очагов культуры
города - музей памяти декабристов. Помимо мемориальной, м
узей выполняет просветительскую функцию.
В ежегодных творческих вечерах, посвященных памяти декабристов,
в которых принимает
участие
творческая
интеллигенция,
учащиеся
музыкальной
школы,
устанавливается
духовная
атмосфера тех лет - культура прошлого ста
новится частью культуры
современного города. В настоящее время на территории города
находятся
96
памятников истории и культуры
местного значения и 5 федерального.
ХРамЫ ялутоРовсКа
Первым каменным храмом Ялуторовска был
Сретенский собор, освященный
в
1777
году.
Собор располагался
на
живописном
берегу
Тобола
в
центре
городской
площади
и
издалека
смотрелся
как
белоснежный
красавец-корабль.
Имел он два этажа, шесть глав и четырехъярусную колокольню со шпилем (высота колокольни
достигала 35 м) Малиновый звон колоколов разносился за несколько верст по округе.
Интерьер храма, как и он сам, был выполнен
в стиле русского провинциального барокко. Необыкновенной красотой отличался иконостас верхнего (Сретенского) храма. Он был в 3 яруса (длина 8.5 метра, высота 11.3 м), увенчан тремя двухъярусными фигурными
башенками.
Этот иконостас представлял собой выдающееся произведение
храмового искусства
и не имел а налогов на территории
бывшей Тобольской
епархии.
Иконостас
скромнее,
выполненный
в
один
ярус, был
на первом этаже, в приделе во имя Святой Троицы.
60
лет
создавалось
все
это
великолепие.
Более
150 лет
в соборе
шли службы. В 1931
главный духовный си
мвол Ялуторовска был стерт с лица земли.
Судьбу
Сретенского
собора
разделила
и Вознесенская
церковь, возведенная в Ялуторовске в честь победы русских
войск над Наполеоном.
В 1872 году, рядом с кладбищем, на котором
похоронены
декабристы,
была
возведена
Никольская
церковь,
продолжавшая
действовать
с
небольшими
перерывами
в
годы
советской
власти.
В
1938
году
церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны
разрешили
открыть
церковь.
В
1954
году
церковь
была
частично перестроена, в ней
появился придел в
честь Успения Божией
Матери,
и она стала
именоваться
Никольско-Успенской.
Занимался
строительством протоиерей
Родионов
Владимир
Васильевич. В 1958 г. деревянный
пол
в
приделе
Божией
Матери
был
заменен на бетонный. При протоиерее
Илие Равелеве заменили пол и в Никольском приделе. В этом же приделе был сделан новый иконостас.
С апреля 1999 г. настоятель
Успенско-Никольского храма
иерей Георгий Санников
начал строительство и капитальный ремонт
здания.
За последние
годы храм
заметно обновился, засиял золотыми куполами.
На рубеже тысячелетий в Ялуторовске была поставлена часовня в
память об утраченном Сретенском соборе, а в 2003 году заложен камень в знак начала возрождения. В настоящее время ведутся работы по
возрождению Сретенского кафедрального собора.
По материалам сайта «Культура и искусство
Тюменской области» (www.ikz.ru/culture/)