Волхвы (греч. µάγοι лат. magi) –
в Новом Завете персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришедшие
«с востока» поклониться родившемуся в
Вифлееме Младенцу (Мф. 2:1–12).
Согласно рассказу евангелиста
Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие волхвы, чтобы
поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос:
«Где родившийся Царь Иудейский?» –
вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также
волнения в народе. Посоветовавшись
с первосвященниками и книжниками,
Ирод выяснил, что именно Вифлеем был
тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания пророка
Михея (Мих. 5:1–2). Узнав от волхвов о
времени появления звезды, Ирод просил
их сообщить, когда найдут Младенца,
якобы для того чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда, которая «шла»
перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью
Его, и, пав,
поклонились Ему; и, открыв сокровища
свои, принесли Ему дары: золото, ладан и
смирну. И, получив во сне откровение не
возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:11–12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою
власть, приказал убить «всех младенцев в
Вифлееме и во всех пределах его, от двух
лет и ниже, по времени, которое выведал
от волхвов» (Мф. 2:16). (Из-за различия
повествований у евангелиста Луки и
Матфея нужно уточнить: в ночь Рождества в пещеру пришли и поклонились
Младенцу Иисусу пастухи, волхвы пришли позднее, возможно, через 1–1,5 года,
когда Святое Семейство находилось
уже в доме, а не в пещере – прим. ред.).
Следуя ветхозаветной традиции,
христианство негативно оценивает
магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли.
Во всей библейской литературе только евангелист Матфей употребляет
термин «маги» в позитивном смысле,
относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок.
Относительно звезды, которая явилась волхвам, можно выделить следующие наиболее распространенные
объяснения. Во-первых, явление так называемой кометы Галлея, которая была
видна около 12–11 гг. до н.э., но эта дата,
вероятно, слишком ранняя. Многие исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются
на сообщение китайских астрономов о
комете или сверхновой звезде в 5–4 гг.
до н.э. И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна (соединение планет, видимое с Земли их сближение – прим. ред.),
которая трижды происходила в 7–6 гг. до
н.э. и была хорошо заметна. Кроме того,
именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами.
Такое
объяснение принимается многими толкователями, поскольку Юпитер считался «царской звездой», а Сатурн, «субботнюю звезду», иногда называли «звездой
евреев». (Необходимо отметить, что,
когда на Западе в VI веке высчитывалась дата Рождества Христова, монах Дионисий Малый допустил неточности, вычислив, что случилось это
в 754 г. от основания Рима. Позднее
ошибку эту уже не стали исправлять.
Получается, что точный год так и не
известен, предполагают, что родился
Младенец Иисус за несколько лет до
указанной даты. Вероятнее всего, что
в 749 г. от основания Рима. Так что,
если быть точным, 2025 год является
на самом деле примерно 2030 годом от
Рождества Христова – прим. ред.).
Поклонение волхвов Младенцу
Христу символизирует конец языческой магии и мудрость мира. Некоторые авторы считали волхвов
гадателями, одержимыми бесами, которые, однако, были приведены Богом в Вифлеем, чтобы осознать грехи
и признать власть Сына Божия. Многие отцы и учители Церкви осмысляют этот рассказ в контексте вопроса
о христианской миссии и понимают
приход волхвов как призыв язычников
к спасению, то есть волхвы – «первые
из язычников». Часто такое толкование
имеет антииудейскую направленность –
следствием поклонения язычников
Младенцу Иисусу становится «проклятие иудеев», которых в этом эпизоде
представляют царь Ирод, его книжники и народ, ибо волхвы шли за звездой,
а иудеи не верили своим пророкам.
В XIII–XIV вв. в Западной Европе
появилась легенда о существовании
христианских общин в Центральной
Азии, которые считались основанными
волхвами, многие хронисты говорят
о монгольском происхождении волхвов,
относя их к жителям царства Фарс в
Азии. Целью нашествия татар в XIII в.
европейцы считали стремление похоронить тела предков, почитаемых в Кёльне, в Германии. (На Руси эта легенда
повествовала о некоем христианском
царе-пресвитере Иоанне где-то в Азии.
На самом деле эта легенда имела основания, т.к. христианские общины несторианского толка до мусульманских
завоеваний имели большое распространение на всем Востоке, в том числе и в
Китае, вплоть до Х века – прим. ред.).
Долгое время количество волхвов,
пришедших с востока, не было точно
установленным. Число три, которое утвердилось впоследствии, впервые приводит Ориген. Имена волхвов – Каспар,
Мельхиор и Валтасар – появляются
в раннем Средневековье. Встречаются
описания их внешнего вида: Каспар –
безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Валтасар – темнокожий.
Утверждение о царском достоинстве
волхвов встречается только у епископа
Арелатского Кесария (VI в.), в большинстве случаев о волхвах говорится как
о мудрецах, астрологах, ищущих истину. Представление о волхвах как о восточных царях окончательно сложилось в Европе начиная с IX в.; в это же время
стали считать, что волхвы были потомками или представителями всей земли:
Сима, Иафета и Хама, то есть прообразовали Вселенскую Церковь.