На четвертом курсе обучения
в иконописной школе Тобольской
духовной семинарии мне дали долгожданный диплом – написание
Абалакской иконы Божией Матери
с бытийными клеймами. (Клейма – композиционно отдельные
изображения, расположенные по
периметру иконы, отражающие
какое-либо событие, связанное
с главным образом, расположенным в середине – прим. ред.).
Это была очень интересная, кропотливая и ответственная работа.
Такой полной версии этого благодатного события в иконописном
исполнении еще не существовало,
мне предстоял большой поиск и
воплощение задуманного почти от А до Я.
Предстояло изобразить чудесную серию явлений, бывших в
XVII веке благочестивой вдовице
Марии. С благодарностью за оказанное мне доверие, с большим
энтузиазмом и, конечно, молитвой я взялась за дело. Для начала
перечитала все документальные
издания, в которых упоминалось
хоть что-то о необычном происшествии, вычленяя по крупицам
нужную мне информацию. Предысторией чудесного события, как
я выяснила из книг, было явление
в 1584 году святителя Николая
молящемуся Ермаку с дружиной:
«Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый
Николае Можайский, повелевая в
чистоте жити и прилежный пост
имети, и всякие с братолюбием
добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в
жилище Богу и мне впредь».
Явление же вдовице Марии
произошло спустя полвека в
1636 г.
Более полный и содержательный рассказ я нашла в «Сказании
об Абалацкой иконе». Написано
оно было в 1641 году при Тобольском архиепископе Герасиме
(Кремлеве). Его автором предположительно был диакон Савва
Есипов.
Первое клеймо повествует о явлении свт. Николая Ермаку с дружиной, а последующая и основная
часть клейм рассказывает нам о
чудесных явлениях благочестивой
вдовице, о ее попытках рассказать о явлении священнику, потом
епископу Нектарию. Последний
поверил в то, что явления вдовице были от Бога, и повелел строить храм в честь Божией Матери
с двумя приделами на месте, где
повелела Богородица. Затем идут
клейма, посвященные истории написания первого образа Абалакской иконы: о том, как к тяжело
больному крестьянину Евфимию
пришел нищий старец и посоветовал ему заказать написание образа
Богородицы тобольскому иконописцу протодиакону Матфию, в
честь недавнего явления Ее в Абалаке. По мере того как писался
образ, крестьянин выздоравливал
и уже исцеленный сам принес икону на освящение и благословение
епископу Нектарию.
Последние клейма (нижний
ряд) посвящены становлению ежегодного крестного хода и содействующим этому чудесным событиям: чудо исцеления от слепоты
отроковицы Анны, прекращение
череды губительных дождей по
молитвам людей перед Абалакской иконой Богоматери, исцеление митрополита Корнилия по
молитвам перед нею же. Именно
после этого чудесного события митрополит Корнилий завещал ежегодно проводить крестные ходы с
иконой от Абалакского монастыря
до Софийского собора Тобольского кремля, что продолжается и по
сей день.
С помощью моего преподавателя иконописи Любецкой Ксении
Юрьевны мы выбрали для ориентира московский иконописный
стиль XV-XVI веков, который
еще называют «Дионисиевским»
(по имени знаменитого иконописца Дионисия). Икона выполнена натуральными пигментами на
яичной эмульсии, фон – сусальное золото. Колорит иконы яркий,
насыщенный: этим мне хотелось
передать ощущение радости от
милости Божией, благую весть,
посланную нам Спасителем через
Свою Пречистую Матерь.
Работа была сложной: надо
было не только сформировать в
выбранном стиле клейма с сюжетами чудесной истории, но и
грамотно построить общую и детальную композицию иконы, правильно расположить цветовые
пятна. Закончила икону через 1,5
года. Надеюсь, икона поведает
людям и поможет пронести через
века до следующих поколений
историю чудесного явления бедной одинокой праведной вдовице
Царицы Небесной для просвещения народа Сибири и освящения
Сибирской земли светом Божественного присутствия.
Выпускница Тобольской
иконописной школы
Волынкина Алиса