ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Падение Вавилона: Библия и свидетельства Геродота

В Священном Писании город Вавилон упоминается неоднократно. Первейшее упоминание относится ко временам после Всемирного потопа, когда еще неразделенное человечество пыталось построить башню до неба – Бог остановил это, смешав языки людей, после чего они разошлись по земле, образовав многочисленные народы. Здесь разобщенность и даже противостояние людских племен представляются благом, препятствующим духовной погибели всех изза некоторого числа нечестивых. В подобном же контексте и в «Апокалипсисе» упоминается некий Вавилон, который, по-видимому, объединенное человечество будет пытаться построить перед концом света.

Однако город Вавилон в Месопотамии существовал и после остановки строительства башни. В VII-VI веках до Рождества Христова большую власть в Азии получило так называемое Нововавилонское царство. Многие из читавших Библию, знакомые с событиями Вавилонского пленения иудеев, наверняка помнят историю пира во дворце царя Валтасара: чудесное появление как бы человеческой кисти руки, сделавшей надпись на стене, растолкованную потом пророком Даниилом, – а также дальнейший захват царства Мидо-Персидской империей. Здесь мы можем видеть эти события изнутри дворца в Вавилоне. Ясно становится, что Бог наблюдает за судьбами людей и народов, а также то, что Он одним дает победу, а другим попускает быть наказанными еще здесь на земле.

Однако есть еще одно свидетельство – первого греческого историка Геродота (484-425 гг. до Р. Х.), называемого «отцом истории», который описывает происходящее со стороны персов на основании преданий населявших Азию народов. События падения Нововавилонского царства происходили всего за сто лет до написания Геродотом своего важнейшего труда «История», поэтому сведения автора имеют высокую степень достоверности.

Библия. Книга Пророка Даниила,
5 глава

Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.

Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.

Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.

Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего!

Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.

Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого.

А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.

(Почему третьим, а не вторым? Потому что Валтасар, хоть и был родным сыном Навуходоносора и назывался царем, но был соправителем при главном царе – Набониде, который женился на вдове Навуходоносора царице Нитокрис и усыновил Валтасара – прим. ред.).

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.

Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.

За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему;

Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.

В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.


Надо отметить, что в книге пророка Даниила есть некоторые исторические антиномии. Все историки сходятся в том, что Вавилон захватил царь персов и мидян Кир, которому на тот момент как раз было около 62 лет. В истории с Даниилом и львиным рвом в главе 6 упоминается царь Дарий, а в 14 главе – царь Кир, причем история со львами представляется с новыми подробностями. Известный царь Дарий Великий начнет править только в 522 г. до Р. Х., на момент взятия Киром Вавилона в 539 г. до Р. Х. он был примерно десятилетним мальчиком.

Кто же тогда такой царь Дарий, о котором говорится у пророка Даниила? По всей видимости, это некий знатный мидянин или перс, которого Кир назначил сатрапом, то есть управителем Вавилона после его завоевания. Сам же Кир, по-видимому, не остался надолго в Вавилоне, но вернулся в Персию, участвовал в других походах и умер через девять лет в бою с массагетами.

Геродот. История.
Книга 1, фрагмент 178-191

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. <…>

178. После завоевания всего азиатского материка Кир обратился против ассирийцев. В Ассирии есть много и других больших городов, но самым знаменитым и наиболее могущественным городом, где у ассирийцев после разрушения Нина (город Ниневия, руины города расположены под холмами близ современного г. Мосул в Ираке – прим. ред.) находился царский дворец, был Вавилон. Построен Вавилон вот как. Лежит он на обширной равнине, образуя четырехугольник, каждая сторона которого 120 стадий длины (около 20 км – прим. ред.). Окружность всех четырех сторон города составляет 480 стадий (данные археологии говорят, что Геродот преувеличил размеры Вавилона, периметр всех его стен не превышает 18 км – прим. ред.). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем идет стена шириной в 50 царских локтей, а высотой в 200 (ширина стены 25, высота 100 метров, однако, вероятно, здесь тоже есть преувеличение – прим. ред.). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного.

179. Здесь я должен рассказать, куда употребили землю, вынутую изо рва, и как была возведена стена. Лишь только выкопали ров, то взятую оттуда землю стали употреблять для выделки кирпича. Изготовив достаточное количество сырых кирпичей, обжигали их в печах. Вместо цемента строители пользовались горячим асфальтом и через каждые тридцать рядов кирпича закладывали между камнями камышовые плетенки. Сначала таким образом укрепили края рва, а затем и саму стену. На верху стены по краям возвели по две одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четверки лошадей. Кругом на стене находилось 100 ворот целиком из меди (в том числе их косяки и притолоки). Есть и другой город в восьми днях пути от Вавилона по имени Ис. Там протекает небольшая река также под названием Ис. Впадает она в реку Евфрат. Эта-то река Ис выносит своим течением комочки асфальта. Отсюда и был доставлен асфальт для постройки вавилонской стены. (Природный асфальт – комочки битума, образовывающегося при испарении легких фракций из нефти – прим. ред.).

180. Таким-то образом были возведены стены Вавилона. Город же состоит из двух частей. Через него протекает река по имени Евфрат, берущая начало в Армении. Эта большая, глубокая и быстрая река впадает в Красное море. По обеим сторонам реки стена, изгибаясь, доходит до самой реки, а отсюда по обоим берегам идет стена из обожженных кирпичей. Город же сам состоит сплошь из трехи четырехэтажных домов и пересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке.

181. Эта внешняя стена является как бы панцирем города. Вторая же стена идет внутри первой, правда, ненамного ниже, но уже нее. В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части – царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса Бела (вероятно, имеется в виду ассирийское божество Мардук – прим. ред.) с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен…

Далее Геродот упоминает царицу Семирамиду, а также про много сделавшую для Вавилона царицу Нитокрис, об этом можно прочитать в полной версии «Истории». Ниже автор пишет про мужа Нитокрис царя вавилоно-ассирийского государства Лабинета, в другой транскрипции его имя произносится Набонид. Однако в Библии говорится о том, что в Вавилоне царем тогда был Валтасар – это был приемный сын и соправитель Набонида, управлявший городом в отсутствие отца.

188. Против сына этой-то женщины (его звали, как и отца, Лабинетом, и он был царем Ассирии) Кир и пошел войной. Всякий раз, когда великий царь выступает в поход, то, сделав дома хороший запас хлеба и мелкого скота, он берет с собой, кроме того, еще воду из протекающей у Сус реки Хоаспа (единственной реки, откуда он пьет воду). Множество четырехколесных повозок, запряженных мулами, с этой-то кипяченой водой из Хоаспа в серебряных сосудах всегда следует за царем, куда бы он ни отправлялся в поход.

189. Двигаясь на Вавилон, Кир достиг реки Гинда. Истоки этой реки находятся в Матиенских горах, течет же она через землю дарданов, а впадает в другую реку – Тигр. Тигр же протекает мимо города Опиды и впадает в Красное море. Когда Кир хотел перейти эту судоходную реку Гинд, один из его священных белых коней от резвости прыгнул в воду, чтобы переплыть реку. Однако река поглотила коня и унесла его своим течением. Тогда Кир страшно разгневался на реку за такую дерзость и повелел сделать ее столь мелкой, чтобы впредь даже женщины могли легко переходить, не замочив колена. После такой угрозы Кир отложил пока что поход на Вавилон. Разделив затем свое войско на две части, царь расположил воинов по берегам реки и велел на каждом берегу наметить по всем направлениям 180 прямых, как стрела, каналов, ведущих к реке. Потом он расставил воинов и приказал копать. При большом числе рабочих рук работа была быстро завершена, но все же на нее пришлось затратить целое лето.

190. Так-то покарал Кир реку Гинд, разделив ее на 360 каналов. А когда вновь наступила весна, царь выступил в поход на Вавилон. Вавилоняне вышли из города с войском и ожидали Кира. Когда царь подошел к городу, вавилоняне бросились в бой, но, потерпев поражение, были оттеснены в город. Вавилонянам было уже заранее известно, что Кир теперь не будет бездействовать: они видели ведь, как персидский царь нападал на один народ за другим. Поэтому, запасшись продовольствием на очень много лет, они не обращали никакого внимания на осаду. Между тем Кир оказался в затруднительном положении, так как прошло уже много времени, а дело [осады] нисколько не подвигалось вперед.

191. Наконец – другой ли кто подал совет в затруднении или же сам Кир сообразил, как ему поступать, – но сделал он вот что. Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть – ниже по течению, у ее выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. После этого сам царь с нестроевой частью войск отступил.

По прибытии к упомянутому выше озеру Кир сделал с рекой приблизительно то же самое, что некогда совершила и вавилонская царица. Персидский царь отвел реку с помощью канала в озеро, которое, собственно, было болотом, а таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон.

Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город, но даже совершенно уничтожили бы врага. Ведь они могли просто запереть все ведущие к реке ворота и, взойдя на стены по обоим берегам реки, поймать персов, как в ловушку. Однако теперь персы внезапно напали на вавилонян. Город же Вавилон столь огромный, что, по рассказам тамошних людей, горожане, жившие в центре, не знали, что враги уже заняли окраины. В это время они по случаю праздника плясали и веселились до тех пор, пока слишком хорошо не узнали [свое ужасное положение]. Так-то Вавилон был взят тогда в первый раз.

В этих двух свидетельствах – книги пророка Даниила и «Истории» Геродота – мы видим удивительные параллели. «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих» (Дан. 5, 1), также «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан. 5, 30). У Геродота мы также читаем, что вавилоняне никак не ожидали нападения с реки и ввиду кажущейся невозможности этого, и ввиду ставшей уже привычной долгой осады города. Упоминает «отец истории» и о некоем празднике, который отмечали горожане.

Когда я ранее читал книгу пророка Даниила, то мне непонятно было, как столь большой город мог быть завоеван в одну ночь? Ведь не могли же не знать вавилоняне о наступлении врага, должны были и праздник отложить, и обороной заняться. И только после прочтения «Истории» Геродота все стало ясно.

Протоиерей Григорий Мансуров,
Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.