К основам мировой литературы
я отношу Евангелие – Книгу Жизни, которая была написана для
того, чтобы люди жили по Божьим заповедям. С Книгой Жизни я
познакомился, когда пошел в первый класс. В этот год я оказался
вместе с братом в приемной семье.
В нашей новой семье существует
традиция – чтение детских и православных книг. По ним мы, дети,
учились читать.
Настольная книга каждого ребенка – Евангелие. Мама читала
нам тексты из Евангелия и объясняла непонятные места. Впервые я услышал от нее о жизни и
подвиге Иисуса Христа, о прощении грехов, познакомился с проповедями апостолов. Евангелие
открыло мне другой мир – светлый, добрый, наполненный любовью. Читая жития святых, притчи – стал познавать мир; посещая
храм – уверовал в Бога.
В шестом классе я перешел в
православную гимназию. Помимо
образовательных предметов я стал
изучать вероучительные. Особенно мне нравится предмет «Основы православной веры». Учитель
диакон Евгений Сирант – сын
священника, выпускник нашей
гимназии и Тобольской духовной
семинарии – помог мне понять
содержание Евангелия. От него
я впервые услышал о победе над
грехом и о том, как мы должны
воспринимать Слово Божье. Он
же мне посоветовал прочитать
Евангелие от Иоанна… Начал свое
чтение с основ Нового Завета, с
Евангелия от Матфея. Когда добрался до Евангелия от Иоанна, я
был поражен личностью Иисуса.
Он находил для людей простой
ответ на любой вопрос, всегда
знал, что делать и как поступить.
И когда я читал Книгу Жизни,
то казалось, что Иисус Христос
понимает меня и знает, что мне
нужно. Я осознавал, что Его слова
живы и действенны, что Он жив,
Он рядом!
К Евангелию возвращался я
еще не раз, когда стал изучать
русскую классическую литературу, основанную на христианских
ценностях, вопросах православной
веры. К евангельским мотивам обращались в своих произведениях известные русские писатели:
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой. Эти
авторы были глубоко верующими
людьми и хотели донести до нас,
читателей, мудрое значение Божьего слова, по которому должны
жить истинные христиане.
Так, в поэме «Песня о купце
Калашникове» Лермонтова семейные ценности и честь жены героя
совпадают с народной моралью.
Писатель изобразил семью, живущую по законам Божьим. Заповеди Господни служили для них
нормой поведения. Главный герой
встал на защиту чести семьи, своей венчаной жены. Христианские
правила и обычаи требовали этого
от людей того времени. И сегодня
это произведение остается поучением для супругов, образцом чистых отношений, настоящей любви.
К какому произведению русской
классической литературы я бы ни
обратился, всегда видел христианскую мудрость. Так, в повести
«Тарас Бульба» Гоголь выступил
как проповедник, связывающий
свое творчество и жизнь с Церковью. Одна из главных тем поэмы
– защита православной веры. «Нет
силы сильнее веры», – утверждал
писатель. Главные герои повести
– Тарас Бульба, его сын Остап,
другие запорожцы – погибли за
свое Отечество, за веру предков.
Образы этих страдальцев напомнили мне христианских мучеников. Они также приняли «радость
мученической смерти за Христа».
Но автор не стал скрывать от читателей и горькой правды. С одной стороны, казаки – это защитники, герои, с другой – грешники.
Гоголь так писал об этом противоречии: «Вся Сечь молилась в
одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови,
хотя и слышать не хотела о посте
и воздержании». Защищая Православие, запорожцы не щадили ни
старого, ни малого. «Постом и молитвою» изгоняются бесы, заслуживается спасение. Это основное
оружие православного христианина, им нельзя пренебрегать.
Беречь честь смолоду учил отец
Петра Гринева, героя повести
Пушкина «Капитанская дочка». И
сегодня мы учимся на примере героев повести познавать ценность
дружбы, чистой любви, верности
Отечеству. Честно описывая благородство бунтовщика Пугачева,
автор не может согласиться с его
жестокостью, простить ему гибель ни в чем не повинных людей.
Правдивость повести – это тоже
пример христианского отношения
к миру, людям, себе.
Так, шаг за шагом, великая
Книга Жизни помогает мне понять смысл произведений русских
классиков. Именно через художественную литературу, с помощью
сюжета и героев, авторского присутствия я продолжаю знакомиться с высшими нравственными
ценностями, христианской моралью.
Отян Сергей,
9 класс Тобольской
православной гимназии
Тюмень