| ||
На начало | |||||||||||||||||
Наши баннеры |
Продолжение, начало в №121 журнала …После 20 мин. езды прибыли в с Карачинское. Квартира была приготовлена в доме священника вблизи храма. Село несколько больше предыдущего, и храм здесь обширнее; построен в 1905 г. вместо сгоревшего года за три перед тем от неисправности печей. Храм деревянный – в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм этот первоначально вчерне был построен в поселке Агитском Вагайского прихода, в имении землевладельца Ищенко. После смерти последнего наследники его по недостатку средств достроить и содержать храм продали его Карачинцам. Внутри храм еще не окончательно устроен, – стены не окрашены. Население прихода православное. В количестве 1068 душ об. пола. Благословив семью священника и переодевшись, Владыка отправился в храм. Как и в селе шишкинском, перед храмом и в храме собралось много народа. После установленной встречи Владыка в сослужении местных о. благочинного и о. настоятеля служил молебен Пресвятой Богородице перед храмовой иконою. На клиросе пел хор любителей пения (мужчины и женщины), тихо, стройно и отчетливо. Приходской священник о. Александр Тронин, которому хор обязан своим существованием, – знаток пения. Молебен кончился. Преосвященный прошел в алтарь. Во время осмотра им алтаря и проверки документов хор пропел несколько псалмов. Церковной утвари и облачений вполне достаточно было бы и для более богатого прихода. Храм содержится в опрятности. Выйдя из алтаря, Владыка в слове своем, сказанном с свойственной ему особою сердечностью и удобопонятностью, призвал прихожан заботиться о спасении души; указал и спасительные средства – слушание и изучение слова Божия, освящение таинствами покаяния и причащения св. Таин. После испытания учеников местного министерского училища, благословив каждого в отдельности учащихся и народ, Владыка возвратился в дом священника. До отъезда Владыка беседовал со священником о нуждах прихода. Отбыли отсюда в 5 ч. пополудни. Предстоял большой перегон – 29 верст, до станции Кутарбитской. Благодаря ли дальности расстояния, или по другой причине, кони поданы были особо резвые, – «звери», по местному выражению. Разгоряченное состояние лошадей вызывало беспокойство, но ямщики уверяли, что кони «подстоялись» только (долго стояли в упряжи), и что управиться с ними они сумеют. Опасения оправдались. Кони стремительно понеслись. Экипажи следовали с места в таком порядке: станового пристава, Владыки и свиты. Порядок этот вскоре уже был нарушен: экипаж Владыки оказался впереди, остальные экипажи неслись, опережая один другого. Чем дальше, тем больше стремительность бега лошадей усиливалась. Благо, что дорога была хороша, и вечер был лунный: иначе не обошлось бы дело без несчастия: или опрокинулись бы экипажи, или столкнулись между собою. Не меньше 10 верст (все протяжение так наз. Паншинского бора) проехали непрерывным галопом. Пришлось пассажирам (о. протодиакону и приставу) помогать ямщикам усмирять лошадей. Едва-едва остановили. Условились дальше сделать большой разрыв между экипажами. При этом только условии кое-как справились с разгоряченными лошадьми. Ямщики до крови возжами надавили себе руки. В Кутарбитку прибыли через 1,5 часа.
Село Булашевское большое – до 100 дворов. Храм каменный одноэтажный во имя Покрова Богородицы; построен в 1840 году. Недавно отремонтированный храм снаружи выглядывает хорошо; в архитектурном же отношении оставляет желать много лучшего: верхние части по размеру не соответствуют корпусу, – вообще снаружи храм кажется как бы незаконченным. И действительно так. По проекту храм должен быть двухэтажным; второй этаж выстроить не хватило средств, между тем он был начат и сложен был более сажени в высоту. Оконные пролеты затем были заделаны. Храм стоит на обширной площади; обнесен деревянною решетчатою оградою. В 8 часов утра (26 января) Владыка отправился в храм. Обширный храм был полон народа. Внутри храм производит впечатление вполне благоустроенного: потолок и стены заново окрашены масляною краскою; иконостас прошлым летом капитально ремонтирован; паникадила и подсвечники свеже-посеребренные. Маловато в храме только света: в северной стороне мало окон. О. настоятель прихода священник Николай Надежницкий приветствовал Владыку речью, в которой, выразив радость видеть в своем храме Архипастыря, просил молитв его об укреплении в доброй жизни своей паствы. При обширности храма и большом числе народа обращало на себя внимание громогласное пение тропаря храму школьным хором под управлением псаломщика Димитрия Репина. Очевидно, что пели почти все школьники местного училища (до 60 челов.) После речи о. настоятеля начался молебен Пресвятой Богородице. Сослужили о. настоятель храма и сопровождавший в пути Владыку протоиерей. После молебна, осмотра св. храма и проверки церковных документов Владыка, войдя на амвон, обратился к народу с назидательным поучением, призывая «искать Христа». Продолжительная беседа Владыки прослушана была народом с неослабевающим вниманием: ясность изложения, обилие приведенных примеров из житий св. и из обыденной жизни делали беседу совершенно понятною и легко усвояемою слушателями – простецами. Вполне это явствовало из испытаний, произведенных Владыкой школьникам. Благословив каждого из присутствовавших в храме в отдельности, Владыка возвратился в квартиру, сопровождаемый выходившим из храма народом. Напившись чаю, в 11 часов отправились в дальнейший путь. Храм Богоявления с. Липоярского, В следующее – Липоярское село (30 вер. от Булашевского) прибыли в половине 2-го часа пополудни. Село это года два тому назад на половину выгорело, – пожаром уничтожено до 50 домов. Вместо бывших по главной улице домов хорошей постройки, понастроены простые избы. Надворных построек еще нет. Остановились в квартире священника. Минут через 15 Владыка пешком отправился в храм. Храм – каменный одноэтажный, двух престольный – во имя Богоявления Господня и свв. великомучеников Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев (автор ошибочно называет этих русских святых XIII и XV веков великомучениками, они канонизированы как блаженные, Христа ради юродивые – прим. ред.). Снаружи и внутри храм в общем содержится удовлетворительно. Иконостас в главном храме почти новый и весьма приличный, в предельном же храме настоит нужда в ремонте иконостаса – в обновлении живописи и общей окраске. Оригинальный рисунок 5-ти ярусного иконостаса желательно сохранить, тем более, что иконостас этот первый в храме, устроен свыше 100 лет тому назад. По обычной встрече Владыка служил молебен свв. Прокопию и Иоанну Устюжским чудотворцам. Сослужили Архипастырю местные о. благочинный свящ. Н. Надежницкий и настоятель храма свящ. П. Разумов. Храм с. Липовка (Липоярское), 2014 г. Очень стройно пел школьный хор под управлением учительницы местной цер.-приходской школы П. Пономаревой. После осмотра алтаря Владыка обратился к народу со словами назидания на тему, где можно найти Христа, служащим продолжением беседы, произнесенной в Булашевском храме. Около получаса Владыка поучал собравшийся народ. Затем Владыка испытывал знания Закона Божия учеников Бачалинского министерского училища. Благословив учеников и всех присутствовавших в храме, каждого в отдельности, Владыка отправился в церковно- приходскую школу, здание которой находится в церковной ограде. Школьный дом достаточно благоустроен. Классная комната рассчитана на 40 учащихся. Высоко и светло. Прихожая и раздевальня удобны. Есть и помещение для учительницы. Познания учеников в Законе Божием оказались не достаточны, пройдено мало по причине перемещений священников-законоучителей. Поют дети хорошо. Читают по славянски удовлетворительно. Отбывая из школы, Владыка выразил одобрение учительнице за усердие ея в сформировании школьного хора. После непродолжительного отдыха в квартире священника, в 5 часов пополудни, отправились далее. Селом Липоярским окончился Тобольский уезд. По маршруту дальнейший путь лежал в село Плехановское, Тюменского уезда, по так наз. Тавдо-Пелымскому проселочному тракту от ст. Бачалино, в 8 вер. от села Липоярского. До этой станции под экипажи Владыки и свиты впрягали по 3 лошади, обычным способом; на этой же станции под экипаж Владыки впрягли 9 лошадей и под экипаж свиты 7, – гусем (одна за другой), при чем на каждую лошадь был посажен особый проводник. Столько же, а иногда и более лошадей «гусем» впряглось далее вплоть до Туринска, потому что дорога была узкая. Оригинальную картину представлял такой поезд вообще, а особенно в лунные ночи, когда силуэты проводников, одетых в разнообразные костюмы, в тенях принимают формы чудовищной величины и кажутся несущимися по воздуху. (Продолжение следует…) Набор текста – прот. Григорий Мансуров | ||||||||||||||||