| ||
На начало | |||||||||||||||||||
Наши баннеры |
Становление Православия в СибириПосле Сибирского похода в 1581- 1582 гг., когда славный воевода Ермак с дружиною из 840 человек покорил земли Сибирские, что были под властью салтана Кучума, то бил он челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и бобрами. «Слова восхищения с живой радостью повторялись во дворце и на Красной площади: «Новое царство послал Бог России». Звонили в колокола, пели молебны благодарственные», – пишет Н.М. Карамзин. Но вместе с этим Бог послал российскому государству огромное поле, которое нужно было засеять семенами Христовой веры. Для миссионерской деятельности русской Церкви открылись необъятные просторы. Православная вера проникла в Сибирь вместе с русскими поселенцами. С конца XVI века сильным стимулом послужила поддержка, оказывавшаяся государством свободному движению русских переселенцев на Восток. Небольшие военные отряды, посылавшиеся из Москвы, создавали укрепления. За ними часто устремлялся поток крестьян-земледельцев. Поселенцы из крестьян шли впереди военных отрядов или следом, осваивая новые земли. Именно русские поселенцы в Сибири стали первыми проповедниками христианства для жителей Сибирского края. Сибирские храмы снабжались из Москвы книгами, иконами, колоколами, воском, ладаном и другими предметами церковной утвари. Но нужда в храмах и священнослужителях была ощутимой. В 1611 году сибирские воеводы писали к Сильвестру, архиепископу Вологодскому, что многие новоустроенные храмы не освящены за неимением антиминсов, а другие стоят без пения, потому что нет священников. Недостаток пастырей был причиной того, что дело христианского просвещения шло медленно, и христианство не могло глубоко проникнуть в жизнь новопросвещенных.
Его епархия простиралась от Урала далеко на восток и расширялась ежегодно по мере продвижения переселенцев. По отзывам современников, архиепископ Киприан был «муж просвещенный и ревностный, собственным примером учащий учитель». В течение трех лет своей пастырской деятельности (1621-1624 гг.) он успел сделать многое: построил около 30 храмов, основал несколько монастырей. На месте старого острога в Тобольске построил архиерейский дом, а также деревянную соборную Софийскую церковь. Вся прилегающая площадь стала называться Софийским двором. В игумены монастырей назначал известных своей строгой жизнью монахов, прибывших с ним в Сибирь из Волоколамского, Соловецкого и других монастырей. Основал монастыри: Никольский мужской в Туринске (1622), и в Таре мужской во имя Нерукотворенного образа Спаса (1624), и девичий во имя свв. Параскевы и Екатерины. Также в 1621 году он исходатайствовал нескольким монастырям царское жалование, земли, рыбные ловли. Заботясь о развитии земледелия, Киприан основал две слободы – Устьницынскую и Тавдинскую (1622). Положил начало Сибирской летописи, записав рассказы живых сподвижников Ермака. 15 февраля 1624 года уехал в Москву. После архиепископа Киприана, переведенного на Крутицкую кафедру, продолжателем его дела был архиепископ Макарий. Правительство со своей стороны и материальными, и нравственными средствами старалось обеспечить успех миссионерского дела тобольских архипастырей. В 1625 году архиепископу Макарию дан был наказ касательно ведения миссионерского дела. В наказе советовалось располагать инородцев к принятию христианства мерами кротости, ласковым обращением, материальными вспомоществованиями, ходатайством за провинившихся перед властями.
С 1664 по 1678 год митрополичье правление осуществлял Преосвященный Корнилий. Известно, что образование он получил в училище при Новгородском архиерейском доме. По пострижении в монашество и по прохождении всех степеней иерархии возведен в сан архимандрита Новгородского Хутынского монастыря, а в 1664 году, 24 июня в Москве хиротонисан в сан архиепископа Сибирской епархии. В Тобольск прибыл 23 февраля 1665 года и вступил в кафедральный собор. В первое лето пребывания архиепископа Корнилия в Тобольске в продолжение нескольких недель шел беспрерывно такой сильный дождь, что люди пришли в страх от возможной гибели будущего урожая и голода. Архиерей послал духовенство в Абалацкое село, чтобы принести оттуда чудотворный образ Божией Матери. С молитвою и слезами пал благочестивый архипастырь, а с ним духовенство и весь народ пред иконою, моля Царицу Небесную умилосердиться над градом и людьми и умолить Сына и Бога Своего о прекращении дождя. После того икона перенесена была в Софийский собор, и лишь только началась литургия – дождь вдруг перестал, и солнце воссияло. В память этого чудесного события архиепископ Корнилий установил каждогодно приносить икону Абалакской Божией Матери в Тобольск. В 1668 году архиепископ Корнилий возведен в митрополиты, а епархия стала митрополией. Достигши преклонных лет и чувствуя приближение смерти, Преосвященный митрополит Корнилий в начале 1678 года переселился в тобольский Знаменский монастырь и там же принял схиму, а 23 декабря того же года скончался. Был похоронен в Сергиевской церкви, находившейся близ архиерейского дома. При Тобольском митрополите Павле (1679-1692) отправлена была миссия в Даурию. Также митрополит Павел очень много строил. Видя, что деревянные церкви делаются добычей огня при пожарах, владыка просил государя о дозволении построить в Тобольске каменный кафедральный собор, а в Абалаке, ради чудотворной иконы, каменную же церковь. В 1680 году он получил дозволение, причем царь Федор Алексеевич приказал выдать из казны на построение Тобольского собора 700 рублей денег и прислать из Москвы 682 пуда железа.
После этого 23 марта 1701 года малороссийский архимандрит Димитрий (Туптало) был посвящен в митрополита Тобольского и Сибирского. Однако царю так понравился этот образованный человек и прекрасный проповедник, что он сделал его митрополитом Ростовским, не отпустив в Тобольск. Следующим кандидатом, предложенным Киевским митрополитом, был архимандрит Филофей (Лещинский), ставший митрополитом Тобольским и управлявший Сибирской епархией в 1702-1711, а потом еще раз в 1715-1720 годах. Его-то и должно назвать основателем миссии в Сибири. Митрополит Филофей с большим усердием взялся за миссию в Сибирской епархии. В Тобольске была образована славяно-русская школа. А сам митрополит много путешествовал по Сибири, проповедуя, совершая богослужения, крещения, организовывая приходы. В 1709 году митрополит Филофей заболел и ушел на покой, принял схиму. Однако до прибытия в середине 1711 года своего преемника митрополита Иоанна (Максимовича) продолжал прежнее служение. Митрополит Иоанн, исполняя указ Петра I по усилению миссионерской деятельности, просил Филофея просвещать инородцев и далее. Во второй период своего служения после кончины святителя Иоанна в 1715 году митрополит Филофей также занимался миссионерством. Он лично ездил к остякам в низовья Иртыша и на Обь, посещал зырян и вогулов. Также митрополит Филофей строил храмы и старался воспитать достойное духовенство. В 1721 году владыка оставил архиерейский престол и поселился в тюменском Троицком монастыре. Но и здесь он трудился вплоть до своей кончины в 1727 году: его главной заботой было укрепление новокрещенных в вере и окормление их. При нем было крещено около 40 000 местных жителей Сибири.
Татьяна Измайлова, | ||||||||||||||||||