После Сибирского похода в 1581-
1582 гг., когда славный воевода Ермак с дружиною из 840 человек покорил земли Сибирские, что были
под властью салтана Кучума, то бил
он челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и бобрами.
«Слова восхищения с живой радостью повторялись во дворце и на
Красной площади: «Новое царство
послал Бог России». Звонили в
колокола, пели молебны благодарственные», – пишет Н.М. Карамзин.
Но вместе с этим Бог послал российскому государству огромное поле,
которое нужно было засеять семенами Христовой веры. Для миссионерской деятельности русской Церкви
открылись необъятные просторы.
Православная вера проникла в
Сибирь вместе с русскими поселенцами. С конца XVI века сильным
стимулом послужила поддержка,
оказывавшаяся государством свободному движению русских переселенцев на Восток. Небольшие
военные отряды, посылавшиеся из
Москвы, создавали укрепления. За
ними часто устремлялся поток крестьян-земледельцев. Поселенцы из
крестьян шли впереди военных отрядов или следом, осваивая новые
земли. Именно русские поселенцы в
Сибири стали первыми проповедниками христианства для жителей Сибирского края.
Сибирские храмы снабжались из
Москвы книгами, иконами, колоколами, воском, ладаном и другими
предметами церковной утвари. Но
нужда в храмах и священнослужителях была ощутимой. В 1611
году сибирские воеводы писали к
Сильвестру, архиепископу Вологодскому, что многие новоустроенные
храмы не освящены за неимением
антиминсов, а другие стоят без пения, потому что нет священников.
Недостаток пастырей был причиной
того, что дело христианского просвещения шло медленно, и христианство не могло глубоко проникнуть в
жизнь новопросвещенных.
Архиепископ Киприан
В 1620 году на Московском соборе
при Патриархе Филарете была учреждена Сибирская епархия. Первым
Сибирским и Тобольским архиепископом был Киприан Старорусенников.
Его епархия простиралась от Урала
далеко на восток и расширялась ежегодно по мере продвижения переселенцев.
По отзывам современников, архиепископ Киприан был «муж просвещенный и ревностный, собственным
примером учащий учитель». В течение
трех лет своей пастырской деятельности (1621-1624 гг.) он успел сделать
многое: построил около 30 храмов, основал несколько монастырей.
На месте старого острога в Тобольске построил архиерейский дом, а также деревянную соборную Софийскую
церковь. Вся прилегающая площадь
стала называться Софийским двором.
В игумены монастырей назначал известных своей строгой жизнью монахов, прибывших с ним в Сибирь из
Волоколамского, Соловецкого и других монастырей. Основал монастыри: Никольский мужской в Туринске
(1622), и в Таре мужской во имя Нерукотворенного образа Спаса (1624), и
девичий во имя свв. Параскевы и Екатерины. Также в 1621 году он исходатайствовал нескольким монастырям
царское жалование, земли, рыбные
ловли.
Заботясь о развитии земледелия,
Киприан основал две слободы – Устьницынскую и Тавдинскую (1622). Положил начало Сибирской летописи,
записав рассказы живых сподвижников Ермака. 15 февраля 1624 года
уехал в Москву.
После архиепископа Киприана, переведенного на Крутицкую кафедру,
продолжателем его дела был архиепископ Макарий. Правительство со
своей стороны и материальными, и
нравственными средствами старалось
обеспечить успех миссионерского дела
тобольских архипастырей. В 1625 году
архиепископу Макарию дан был наказ
касательно ведения миссионерского
дела. В наказе советовалось располагать инородцев к принятию христианства мерами кротости, ласковым
обращением, материальными вспомоществованиями, ходатайством за провинившихся перед властями.
Остяк (хант). Рисунок из книги «Народы
России», 1812 г.
При митрополите Тобольском Симеоне (1651-1664 гг.) 14 волостей
остяков изъявили желание принять
крещение. Благодаря его стараниям
в главном остяцком селении Коде, на
реке Оби, возник монастырь, сделавшийся центром христианской веры
среди остяков. К концу XVII века
христианская вера в Сибири распространилась от Урала до Байкала.
С 1664 по 1678 год митрополичье
правление осуществлял Преосвященный Корнилий. Известно, что образование он получил в училище при
Новгородском архиерейском доме. По
пострижении в монашество и по прохождении всех степеней иерархии возведен в сан архимандрита Новгородского Хутынского монастыря, а в 1664
году, 24 июня в Москве хиротонисан в
сан архиепископа Сибирской епархии.
В Тобольск прибыл 23 февраля
1665 года и вступил в кафедральный
собор. В первое лето пребывания архиепископа Корнилия в Тобольске в
продолжение нескольких недель шел
беспрерывно такой сильный дождь,
что люди пришли в страх от возможной гибели будущего урожая и голода.
Архиерей послал духовенство в Абалацкое село, чтобы принести оттуда
чудотворный образ Божией Матери. С
молитвою и слезами пал благочестивый архипастырь, а с ним духовенство
и весь народ пред иконою, моля Царицу Небесную умилосердиться над градом и людьми и умолить Сына и Бога
Своего о прекращении дождя. После
того икона перенесена была в Софийский собор, и лишь только началась
литургия – дождь вдруг перестал, и
солнце воссияло. В память этого чудесного события архиепископ Корнилий установил каждогодно приносить
икону Абалакской Божией Матери в
Тобольск.
В 1668 году архиепископ Корнилий
возведен в митрополиты, а епархия
стала митрополией. Достигши преклонных лет и чувствуя приближение
смерти, Преосвященный митрополит
Корнилий в начале 1678 года переселился в тобольский Знаменский монастырь и там же принял схиму, а 23
декабря того же года скончался. Был
похоронен в Сергиевской церкви, находившейся близ архиерейского дома.
При Тобольском митрополите
Павле (1679-1692) отправлена была
миссия в Даурию. Также митрополит
Павел очень много строил. Видя, что
деревянные церкви делаются добычей огня при пожарах, владыка просил государя о дозволении построить
в Тобольске каменный кафедральный
собор, а в Абалаке, ради чудотворной
иконы, каменную же церковь. В 1680
году он получил дозволение, причем
царь Федор Алексеевич приказал выдать из казны на построение Тобольского собора 700 рублей денег и прислать из Москвы 682 пуда железа.
Софийский собор в Тобольске.
Фото нач. ХХ в.
В 1700 году в бескрайней Тобольской епархии было 160 православных
храмов, но правильно организованных
миссий для проповеди христианства в
Сибири в этот период не было. Петр I
был крайне заинтересован в обращении инородцев Сибири, поэтому он
просит Киевского митрополита назначить на Сибирский митрополичий
престол ученого монаха, «благого, непорочного жития человека, которому
бы в Тобольске быть митрополитом, и
мог бы Божиею помощию исподволь в
Китае, и в Сибири в слепоте идолослужения и в прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание
и служение, и поклонение истинного
Живого Бога». В помощь этому человеку надо было также прислать ученых монахов.
После этого 23 марта 1701 года малороссийский архимандрит Димитрий
(Туптало) был посвящен в митрополита Тобольского и Сибирского. Однако
царю так понравился этот образованный человек и прекрасный проповедник, что он сделал его митрополитом
Ростовским, не отпустив в Тобольск.
Следующим кандидатом, предложенным Киевским митрополитом, был
архимандрит Филофей (Лещинский),
ставший митрополитом Тобольским
и управлявший Сибирской епархией в
1702-1711, а потом еще раз в 1715-1720
годах. Его-то и должно назвать основателем миссии в Сибири.
Митрополит Филофей с большим
усердием взялся за миссию в Сибирской епархии. В Тобольске была образована славяно-русская школа. А сам
митрополит много путешествовал по
Сибири, проповедуя, совершая богослужения, крещения, организовывая
приходы.
В 1709 году митрополит Филофей
заболел и ушел на покой, принял схиму. Однако до прибытия в середине
1711 года своего преемника митрополита Иоанна (Максимовича) продолжал прежнее служение. Митрополит
Иоанн, исполняя указ Петра I по усилению миссионерской деятельности,
просил Филофея просвещать инородцев и далее.
Во второй период своего служения
после кончины святителя Иоанна в
1715 году митрополит Филофей также
занимался миссионерством. Он лично
ездил к остякам в низовья Иртыша
и на Обь, посещал зырян и вогулов.
Также митрополит Филофей строил
храмы и старался воспитать достойное духовенство. В 1721 году владыка оставил архиерейский престол и
поселился в тюменском Троицком
монастыре. Но и здесь он трудился
вплоть до своей кончины в 1727 году:
его главной заботой было укрепление
новокрещенных в вере и окормление
их. При нем было крещено около
40 000 местных жителей Сибири.