| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
«Скрытые грехи часто уводят в раскол, а формализм в исповеди – к революционным настроениям»Архимандрит Маркелл (Павук) (печатается в сокращении) Отец Маркелл (Павук), выпускник Московских духовных школ, в 1996-2008 гг. был преподавателем Тобольской духовной семинарии, принял монашеский постриг в Покровском соборе Тобольского кремля. В 2004 году вернулся на Украину, где стал преподавателем и духовником Киевских духовных школ. Публикуем интервью с архимандритом Маркеллом о важности Таинства исповеди, о том, на какие грехи необходимо прежде всего обращать внимание, о генеральной исповеди и покаянном чувстве. – Отче, благословите. Вы, кроме преподавательской работы в КДАиС, богослужений, несете еще послушание духовника Киевских духовных школ. Что предполагает такое послушание? Означает ли это, что вы являетесь духовным отцом для всех студентов? – Духовный отец – это человек, который берет на себя смелость руководить духовной жизнью других и которому не боятся открыть самое сокровенное, в чем не всегда признаются даже своим родным отцу и матери. В КДАиС обучается более 300 студентов, и просто физически невозможно одному духовнику уделить всем внимание. Но в Лавре, слава Богу, есть множество других духовников, у которых также исповедуются наши студенты. Ко мне обязательно приходят лишь перед хиротонией в диакона и священника для так называемой генеральной исповеди. Также вижу свою задачу в том, чтобы постоянно напоминать студентам, как будущим священникам, о важности регулярной исповеди и Причастия. Опытный в духовной брани человек в будущем сможет помочь искушаемым. Благодаря регулярной исповеди человек учится разбираться в своих чувствах, отличать добрые помыслы от злых. Таким образом он застраховывает себя от принятия неправильных поспешных решений, а в будущем, основываясь на своем, пусть и небольшом, опыте, сможет наставить других на путь христианской жизни. Ни один – даже самый лучший – психолог этому не научит. Многое, конечно, можно почерпнуть у святых отцов Церкви, но их наставления тоже нельзя сходу правильно понять без совета со стороны, то есть без духовника. Если безрассудно, без сторонней подсказки стараться полностью исполнять все святоотеческие наставления, то можно впасть в опасное состояние прелести – духовного заболевания, когда человек не способен критически оценивать свои действия. Знаю некоторых людей, которые прекрасно изучили Священное Писание и творения святых отцов и в то же время уклонились в раскол именно потому, что понадеялись на себя и брезговали советами духовников, не спрашивали у них, как соотнести то или другое поучение из Добротолюбия или Патерика с нашим временем. Они или бездумно этим наставлениям следовали, или, наоборот, не понимая сути, просто категорически их отвергали, оправдывая себя тем, что сейчас у людей уже другой менталитет, изменились условия жизни и т. д. – Часто случается, что человек готовится к Причастию, на предыдущих исповедях подробно исповедовался и не чувствует особой необходимости исповедоваться снова. Нужно ли стараться все же найти в себе и обозначить какие-то скрытые грехи и немощи? – Когда я был семинаристом, то меня тоже беспокоил этот вопрос. Один из лаврских духовников (ныне архиепископ) привел мне очень интересную аналогию. Несмотря на то, что в квартиру мы не заносим большой грязи, все равно в ней накапливается пыль, которую необходимо регулярно убирать: пылесосить, протирать влажной тряпкой. Если этого не делать, то скоро мы начнем от пыли задыхаться. Так и регулярная исповедь необходима для очищения если не больших, то мелких грехов. «Кто верен в малом, – учит Господь, – будет верен и во многом» (ср.: Лк. 16, 10). Те, кто регулярно исповедуются, развивают в себе прекрасное чувство совестливости. Их не так легко заманить в греховное болото, как тех, кто редко исповедуется. Может быть, одной из главных причин увлечения людей революционными идеями в начале ХХ века была нечастая исповедь. Таким людям очень легко было заморочить голову утопическими идеями всеобщего равенства и братства. По этой же причине ныне многие увлекаются идеями новых революций. По мысли преподобного Марка Подвижника, кто старается тщательно исполнять заповеди Божии, видит, как это непросто, и обнаруживает в себе тысячи грехов. А кто исполняет пятое через десятое, спустя рукава, ничего серьезного за собой не замечает. Такой человек склонен видеть грехи лишь в окружающих людях: начальниках, соседях и т. д. – На какие грехи, страсти и немощи нужно обращать внимание в первую очередь? – У разных людей бывает по-разному, но наиболее опасная страсть, которая досаждает всем, – это уныние, зарождающееся от безделья, праздности, пресыщения комфортом и бесконечного поиска развлечений, а также от неосуществившихся надежд и планов или просто надоевшего однообразия жизни. В подобном состоянии человек ищет, чем себя еще развлечь. Это могут быть более-менее безобидные вещи: театр, кино, сериалы. Но, опять-таки, все зависит от культурного и духовного уровня человека. Ведь искусство само по себе – классическая литература, живопись, драматургия – способствует поиску духовных ценностей, но про современную индустрию развлечений этого сказать нельзя. А могут быть вещи еще более вредные и опасные, быстро разрушающие душу и тело: сигареты, алкоголь, наркотики, блуд. Все это человек легко может победить, если приобретет такое качество души, как кротость. Она противостоит гневной страсти, с которой, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, особенно надо бороться, ибо она не только человека мучает, но через нее он становится несносным для других людей. К сожалению, фильмами-боевиками и телевизионными новостями, всевозможными шоу с модой на экстрим гневную страсть активно разжигают и поддерживают. С ней рука об руку идет блудная страсть. Кто ее не обуздывает и не хранит целомудрие до брака, не сохраняет верность супружескому ложу в браке, тех семейный корабль даже в начале пути терпит бедствие. – Как воспитать в себе покаянное чувство? И как добиться, чтобы оно имело не душевно-эмоциональный, а духовный характер? Допустима ли эмоциональность при покаянии и в какой мере? – Покаянное чувство возникает, когда человеческого сердца касается хотя бы маленький лучик благодати Божией. Свет благодати может воссиять, когда мы внимательно читаем Священное Писание, нерассеянно молимся, изучаем наставления святых отцов; а наиболее благодать дается за смирение, когда, обладая какими-то достоинствами, мы не выпячиваем их, а, наоборот, скрываем и стараемся, как рабы, всем служить. Душевное и эмоциональное покаяние возникает, когда человек исповедуется поверхностно, чего-то не договаривает. Слезы и эмоции полностью не запрещаются, но главное, чтобы они были искренними, а не как в театре. – Батюшка, что нужно сделать, чтобы исповедь не была формальной? И что бы вы пожелали человеку, который решил серьезно подготовиться к исповеди? – Несколько повторюсь: степень глубины раскаяния человека зависит от меры его смирения. Когда же мы приходим на исповедь с желанием показать себя, какой я хороший, что у меня нет особых грехов, то такое покаяние вряд ли принимается Господом. Кто-то, наоборот, чрезмерно сгущает краски, исповедуя свои грехи, и даже испытывает при этом чувство некоторого услаждения. И первый, и второй подходы ошибочны. Правильный образец дается в Евангелии через притчу о мытаре и фарисее. Чтобы покаяние не было формальным, надо просить у Господа, чтобы Он дал нам увидеть грех, и при этом, не впадая в отчаяние, произнести, как мытарь: «Боже, буди милостив ко мне, грешному» (Лк. 18, 13). Киевская духовная академия и семинария на фоне памятника ее основателю святителю Петру (Могиле) К исповеди лучше всего готовиться, имея перед глазами 10 заповедей Божиих. С помощью голоса совести надо тщательно испытать, чем я нарушил каждую из них. Чтобы не растеряться во время исповеди и ничего не забыть, лучше все грехи записать. И главное, что нужно помнить: лукавый дух и до исповеди, и после нее старается человека духовно обокрасть. Кого-то он обрабатывает до исповеди, внушая отложить ее на неопределенное время или всевая помыслы недоверия к Церкви и священникам. Тех, кто исповедовался и причастился, лукавый старается еще больше обокрасть через помыслы самодовольства и гордыни, ввиду чего возникает жесткое осуждение других и как результат – опустошение души изза потери благодати Божией. Так что, приступая к этому Таинству, надо быть очень внимательным, чтобы ни одна стрела лукавого не поразила наше сердце. – Достаточно ли открыть свой грех на исповеди, или нужны еще какие-то дополнительные труды, чтобы его изгладить? – Всякий грех – это рана на человеческой душе. Как телесные раны не заживают в одночасье, так и одной исповеди бывает недостаточно: греховные раны врачуются еще молитвой, постом, милосердием и другими добродетелями. Правда, на полное исцеление часто не хватает и целой жизни, поэтому мы совершаем заупокойные молитвы за родных и близких, в которых просим у Господа простить им все согрешения вольные и невольные. – Как часто исповедуются и причащаются учащиеся школ? Есть какие-либо правила на этот счет? – В Лавре учащимся духовных школ мы рекомендуем обязательно исповедоваться и причащаться в великие и двунадесятые праздники, не реже, чем раз в месяц. Кто-то может дерзать по совету с духовником исповедоваться чаще. Постом ничто не мешает исповедоваться и причащаться каждую неделю. Особых правил относительно частоты участия в Таинствах не существует. – Отче, скажите несколько слов о генеральной исповеди. Когда и кому она необходима? – Пройти генеральную исповедь за всю жизнь преподобные оптинские старцы советовали тем людям, которые глубоко погрязли в какой-то страсти: пьянстве, игромании, блуде. Благодаря такой исповеди с помощью благодати Божией человек постепенно шаг за шагом, а иногда мгновенно от страсти освобождается. Генеральную исповедь проходят также будущие монахи перед постригом и, как я уже упомянул, будущие диаконы и священники, чтобы ничего им не мешало во время служения и они могли смело и с дерзновением молиться у Престола Божия и проповедовать Евангелие. Если человек во время этой исповеди что-то скроет, то потом мучается и теряет уверенность в служении. Опыт последних лет также показывает, что такие люди становятся легкой добычей уводящих в церковные расколы.
Беседу вел | |||||||||||||||