ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Правда и ложь знаменитого живописца

Юбилейная выставка художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), экспонировавшаяся в залах Третьяковской галереи в течение пяти месяцев и приуроченная к 175-летию со дня его рождения, привлекла большое внимание любителей изобразительного искусства; картины были размещены в трех залах на трех этажах; мне понадобилось два с половиной часа, чтобы внимательно познакомиться с ними.

Илья Репин – превосходный портретист; он с незаурядным мастерством написал портреты очень многих своих современников; композиция, цветовая гамма, проработка деталей, колорит – все на очень высоком уровне. А самое главное, художнику удалось проникнуть во внутренний мир каждого персонажа, и зритель читает его жизнь, как будто она написана печатными буквами.

I

Картина «Не ждали» – одна из центральных на юбилейной выставке. Народоволец – средних лет человек в чрезвычайно потрепанной и ветхой одежде – вернулся в родной дом из длительной ссылки. Вернулся совершенно неожиданно – его не ждали. Но почему не ждали? Да потому, что срок ссылки еще не закончился. Сразу возникает вопрос: может, он сбежал с каторги? Вполне может быть. Но могла быть и иная причина, о которой мы можем только догадываться.

Ясно, что домочадцы не одобряют деятельность своего родственника. Он народоволец, то есть человек, который, наслушавшись либеральных бредней, стал вводить в заблуждение простодушных людей, прежде всего крестьян, сеять недоверие к правительству, к царю, к монархии. То есть он революционер, смутьян, пятая колонна в России. Он паршивая овца в своей семье, человек, сбившийся с пути, потерявший жизненные ориентиры, забывший Бога.

Как герой картины будет вести себя дальше? Остановится ли в своей преступной деятельности? Вряд ли. Его душа уже вкусила революционный яд, и пути назад ему нет. А чем это кончится? Ясно чем – тюремными застенками; его, скорее всего, приговорят к казни. За несколько часов до смерти к нему придет священник и предложит покаяться в своих грехах. Узник гордо откажется. Одного из таких заблудившихся гордецов Репин и написал – я имею в виду его картину «Отказ от исповеди перед казнью».

В этих двух полотнах художник вскрыл целый пласт русской жизни. В картине «Не ждали» просматривается еще одна любопытная мысль. Домочадцы не ждали блудного сына. Русские люди тоже не ждали большевиков, а они появились и залили всю Россию кровью. А если бы властные силы искореняли крамолу так, как это делал Петр Аркадьевич Столыпин, то большевикам нечего было бы делать на русской земле, и они влачили бы жалкое существование заграницей, а вскоре и вовсе исчезли бы с горизонта.

II

Картина «Бурлаки на Волге» хорошо знакома каждому из нас, и все равно останавливаешься около нее на долгое время. Почему? Да потому, что перед нами непридуманная народная жизнь; не от хорошей участи впряглись эти люди в тяжелую, изнурительную лямку, не на день, не на два, а на весь летний сезон, никому из них не позавидуешь, и все же почти все из них несут свой крест безропотно и терпеливо. Каждого из героев художник написал с натуры, они как живые, поэтому полотно так притягательно.

Бурлаки, разного возраста, разного характера, разной судьбы, впряглись в совместную упряжку, чтобы выполнять нелегкое дело. В нашей жизни очень много разных упряжек: семья, производственный коллектив, научно-исследовательский институт, команда торгового судна или военного корабля, мафиозный клан, правительственный аппарат, войсковое соединение, редакция газеты или журнала, геологическая экспедиция, экипаж космического корабля и т.п.

Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» – еще один пример того, как Илья Репин ответственно относился к своей работе, как скрупулезно изучал жизнь тех героев, которых он изображал, а также ту эпоху, в которой они жили. Именно поэтому событие, написанное художником, подкупает своей достоверностью и правдивостью.

Типажи получились весьма колоритные, непохожие один на другой; в картине «говорит» каждая деталь, каждый штрих.

Запорожские казаки умели не только хорошо воевать, но и с юмором, с едкой издевкой отвечать на письмо турецкому султану, который не раз бывал свидетелем неотразимой мощи казацких атак. Своим письмом запорожцы посадили Махмуда IV в большую лужу. Легко представить, с каким обескураженным видом читал владелец обширного гарема язвительный ответ казаков.

Репину удалось показать не только вольнолюбивый характер запорожцев, но и то, как они умели от души хохотать над незадачливым корреспондентом.

Не ошибусь, если скажу, что смех – главный «герой» этого яркого произведения. Смех – очень сильное оружие, частенько сильнее сабель, пик и кинжалов.

Я был очень рад, что на выставке отсутствовало полотно «Иван Грозный убивает своего сына» (оно находилось на реставрации). Дело в том, что оно насквозь лживое. Репин написал эпизод, которого никогда не было и не могло быть. Царь Иоанн Грозный был глубоко верующим православным христианином, боялся греха; покуситься на жизнь любимого сына – это не лезет ни в какие ворота.

Автор этой грубой и страшной лжи – иезуит Антоний Поссевино, ярый враг Православия, России, русского самодержавия. Очень жаль, что историк Николай Карамзин поверил этой клевете и рассказал о ней (как историк, он должен был сто раз проверить этот факт). А Илья Репин подхватил мрачную небылицу. Произведение купил Павел Третьяков и разместил в своей галерее. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев написал императору Александру III: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты?.. Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Лживое произведение за сто с лишним лет принесло очень много вреда – ведь большинство посетителей Третьяковки считали, что художник написал правдивый исторический эпизод (замечу в скобках: когда Репин закончил работу над этой картиной, у него, по свидетельству современников, отказала правая рука). Фальшивка нанесла большой удар по институту русской самодержавной власти.

III

Что касается произведений на духовные темы (а их немало), то тут Илья Репин хромает как на правую, так и на левую ногу. Рассмотрим, например, картину «Крестный ход в Курской губернии». Существует давно сложившееся мнение, что картина изображает крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери в девятую пятницу по Пасхе; он шел из Знаменского собора в Курске в Коренную пустынь, собирал очень много участников и был весьма популярен во второй половине девятнадцатого века.

На переднем плане мы видим громадную деревянную будку, внутри которой горят свечи; чуть дальше две женщины несут… пустой киот от иконы, а сама чудотворная икона находится почему-то далеко позади, и ее несет… надменная барыня, одетая скорее на званый обед, чем на далекий крестный ход.

Один из конных полицейских, охраняющий «чистую» публику от «серой», замахнулся плеткой, намереваясь огреть простолюдина, который ему почему-то не понравился.

Другой охранник, в штатском, не допускает инвалида-горбуна, стремящегося подойти поближе к святыне и, если удастся, приложиться к ней.

Все перечисленное является откровенной и грубой ложью. Чудотворная икона Божией Матери (великая святыня Земли Русской) всегда находится впереди крестного хода, и ее несут священнослужители. Киот от иконы в крестном ходе не носят; полицейские никогда и нигде не будут избивать плетками участников крестного хода; инвалидов никогда не отгоняют от святыни, а наоборот, оказывают им всяческую помощь.

Любой крестный ход – это торжество духа, большая духовная радость и ликование, а в репинской картине что-то не видно ни того, ни другого. Кроме того, художник почему-то забыл о священниках, которые, как правило, всегда сопровождают духовные шествия и идут длинной колонной впереди святыни.

Одним словом, Репин создал – причем совершенно сознательно – ехидную и злорадную карикатуру на крестный ход; создал потому, что весьма негативно относился к Православию, к Церкви, ко Христу. Об этом, в частности, можно судить и по двум другим картинам: на одной из них изображен Христос, а на другой – Иуда. Предатель выписан прекрасно, художнику удалось передать его ничтожный, но чрезвычайно коварный внутренний мир. А вот Христа Репин написал как обыкновенного человека, причем неудачника, а не как Всемогущего Бога.

Илья Ефимович в своей неприязни к Православию и ко Христу сильно похож на Льва Толстого (кстати, их связывала многолетняя крепкая дружба; их соблазнительные произведения вели разрушительную работу раньше, успешно ведут и до сих пор).

Господь дал Репину большой талант. Правильно ли он его использовал? Как видим, только отчасти

Николай Кокухин,
член Союза писателей России,
г. Москва

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.