| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
365 лет воссоединения Украины с РоссиейПамятник Богдану Хмельницкому на фоне Михайловского собора в Киеве 18 января 1654 года состоялась Переяславская рада, принявшая решение о воссоединении Украины с Россией. Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и православное население страдало от угнетения. Лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства, беженцы же во множестве бежали на Русь. В 1622 году епископ Киевский (позже митрополит) Исаия (Копинский) предложил русскому государю принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Киевский и Галицкий Иов (Борецкий). В 1648 году началось восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом, избранного казаками гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины, казаки обучали их рукопашному бою, стрельбе. В 1648 году войско Хмельницкого насчитывало 43 720 человек. Повстанцы храбро сражались, но силы были неравны, в июне 1651 года они потерпели поражение от поляков под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в ее состав. Письмо гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о сражениях с польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство было написано еще 8 июня 1648 года. Осенью 1653 г. Земский собор в Москве принял решение: «А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку…». Для ведения переговоров в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином В. Бутурлиным. 8 января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, позже – генеральный военный совет. В нем приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. «И во второй час того же дня, собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать. Потом, как все умолкли, начал речь гетман ко всему народу говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии христиане! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей… видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмы Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрели государя. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет – вольная дорога». К сим словам весь народ возопил: «Волим под Царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяслав- ской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш укрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!» По прочтении царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге, после чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси и запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились). Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси, включая город Киев. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением. Киев для нас имеет непреходящее значение – это мать городов русских, город, в котором находится великая святыня – Киево-Печерская Лавра, церковь Святой Софии, где находились мощи св. благоверного князя Владимира и св. княгини Ольги, здесь же возникла в 1633 году Киево-братская школа, известная как Киево-Могилянская академия (коллегиум), где получили образование многие митрополиты Сибирские, прославленные в лике Сибирских святых. Первым из них явился в Сибири митрополит Филофей (Лещинский), просветитель Сибири, крестивший более 40 тысяч местных сибирских жителей, построивший в Сибири более 400 церквей, основавший первую духовную школу в Сибири. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири, окончил Киево-Могилянскую академию и был в ней преподавателем. Это и святитель Димитрий Ростовский, автор многотомного собрания житий святых, назначенный на Тобольскую кафедру в 1701 году. Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский, выпускник Киево-Могилянской духовной академии 1708 года; митрополит Антоний (Стаховский), содействовавший святителю Филофею в его трудах по просвещению народов Сибири и расширивший школу в Тобольске; и митрополит Антоний (Нарожницкий), выпускник Киевской академии, основавший в 1744 году семинарию в Тобольске и пригласивший преподавать в ней учителей из Киева; это митрополит Тобольский Павел (Конюскевич), выпускник Киево-братской академии и затем учитель в ней, святые мощи его почивают сегодня в Киево-Печерской Лавре. Святители способствовали просвещению в Сибири, приглашали учителей, приглашали украинских мастеров для строительства храмов. Эти храмы и сегодня украшают Тюмень и Тобольск и являются драгоценными памятниками архитектуры. Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу. 8 июня 1648 года. Из собрания Российского государственного архива древних актов Памятник Б. Хмельницкому. Единая неделимая Россия Переяславская рада. Художник М.И. Хмелько, 1951 г.
| |||||||||||||||