Басня Ивана Андреевича Крылова
«Безбожники» была написана в 1813 году.
XVIII-XIX века отмечены проявлением
богоотступничества у интеллигенции на
Западе. Дух неверия стал проникать и
в Россию. Особенно это проявлялось
на интеллигенции, увлеченной Западом.
Повальное увлечение французским языком, французские учителя, французские
повара – все это культурное пленение
впоследствии привело к попытке физического пленения, когда французская
армия во главе с Наполеоном пришла
завоевывать Россию. Русский народ не
принял и дал отпор французскому нашествию. Увлечение интеллигенции Западом привнесло дух неверия, дух противления Богу, пренебрежение и попрание
многовековых традиций православного
русского народа. К чему это приводит,
Иван Андреевич Крылов образно и пророчески показал в басне «Безбожники».
В басне повествуется о трагической судьбе народа, который «в сердцах ожесточился» и против Бога восстал. В народе
стали появляться зачинщики, «чтобы
поджечь в народе буйства боле», стали
распространять клеветническую хулу и
недовольства, разжигая дух противления
Богу и призывая на бунт против Бога.
Подстрекаемый зачинщиками обезумевший народ решил закидать камнями и
заметать стрелами небеса. «Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных, на
собственные их обрушились главы». Почитаем басню.
БЕЗБОЖНИКИ
Был в древности народ, к стыду
земных племен,
Который до того в сердцах
ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращей, шумя,
несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и
бестолков;
Что боги или спят, иль правят
безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор
каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.
Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу весь Олимп с мольбою
приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех
мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом гром,
Или хоть каменным ударить в
них дождем.
«Пождем»,
Юпитер рек: «а если не смирятся
И в буйстве прекоснят,
бессмертных не боясь,
Они от дел своих казнятся».
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск
богомятежных,
Но с тысячью смертей, и злых,
и неизбежных,
На собственные их обрушились главы.
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства
толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам
стрелы.
Поистине эта басня была пророческим
предостережением за сто лет до трагических событий XX века в России. В ней
раскрыт механизм распространения недовольства в обществе, которое насаждается
мнимыми мудрецами и подготовленными
ими «зачинщиками». В басне раскрыт механизм переворотов, революций, майданов.
В людском сообществе на Земле всегда
имеют место элементы социальной несправедливости. Мнимые мудрецы и самозванцы, используя зачинщиков, стараются
разжечь в народе недовольство и довести
до буйства. Расшатывая земной миропорядок, мнимые мудрецы посягают и на миропорядок духовный. Разрушая духовную
составляющую в жизни народа, мнимые
мудрецы разрушают традиционные духовно-нравственные устои общества. Что
в свою очередь приводит к разрушению
и падению страны и гибели народа. Глядя на историю России в XX веке, можно
убедиться, что «плоды неверия ужасны».
Наследие Ивана Андреевича Крылова это духовное и культурное богатство нашего народа. Давайте воспользуемся этим
богатством, вдумаемся и прозреем, чтобы
нас не постигла участь ожесточенного в
сердцах богомятежного народа. Братья и
сестры, возродим и сохраним веру православную. В ней наше спасение, радость и
утешение. С нами Бог!
Разграбление большевиками храмов в
1920-е годы в СССР
Обложка одного из журналов «Безбожник»,
выходивших в СССР. На переднем плане
изображен сидящий мужчина с буквами
СВБ (Союз воинствующих безбожников)
на груди. Иллюстрация как нельзя лучше
изображает, что в глубине души человек
без Бога несчастен и все его успехи в
работе, в общественной жизни не могут
избавить его от уныния, не могут стать
истинным смыслом жизни.