Поход в кино в начале ХХ века
В апреле 1903 года начал свое церковное служение в Тюмени священник Василий Миртов. Сначала на
вакансии диакона при градо-Тюменской Спасской церкви, а через пять
лет – настоятелем Симеоновской
церкви при Владимирском сиропитательном заведении.
Несмотря на молодой возраст (в
1908 году отцу Василию исполнился
тридцать один год), он был вдов и
в семействе никого не имел, то есть
собственных детей у него не было.
Все свои силы молодой священник
отдавал своим питомцам. Как большинство священнослужителей того
времени, он преподавал Закон Божий
в тогдашних учебных заведениях. В
характеристике законоучителя отца
Василия Миртова сообщается, что
свои обязанности он исполнял добросовестно, уроков не пропускал, вел
скромный образ жизни, пользовался
любовью и уважением детей.
Отец Василий был законоучителем
в приютском училище, а также в смешанном училище и частном коммерческом училище Колокольниковых.
Последнее, до переезда в новое здание на вершине Затюменского мыса,
находилось в доме Попова на углу
улиц Успенской и Подаруевской.
Однако в новом здании коммерческого училища отцу Василию послужить не довелось.
Резолюцией Преосвященнейшего Варнавы, епископа Тобольского
и Сибирского, от 5 января 1914 года
настоятель градо-Тюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Василий Миртов был
перемещен на вакансию диакона к
Троицкой церкви села Половинского
Курганского уезда. Затем опальный
священник несколько раз за полгода
перемещался с места на место, пока
в августе 1914 года не был принят в
Омскую епархию.
Причиной столь сурового наказания послужило то, что отец Василий
вместе со своими воспитанниками
посетил тюменский кинематограф –
тогда он назывался электротеатром.
Ближе всего к коммерческому училищу Колокольниковых был «Вольдемар», находившийся в доме Гилева на углу Царской и Подаруевской.
Там имелись два киноаппарата, пианино с канделябрами, фойе освещали
люстры. Картины шли под музыку
тапера, иногда под струнный оркестр.
Но, может быть, учащиеся коммерческого училища во главе со своим
законоучителем
пошли в более
демократичный
«Весь мир»? Тем
более что тематика фильмов была
там подходящей.
Его хозяин, известный тюменский фотограф
и кинооператор
Иосиф Шустер,
снял несколько
документальных
фильмов из церковной жизни Тюмени: «Закладка
придела Спасской
церкви», «Крестный ход в часовню
на Базарной площади по случаю
переименования
Знаменской церкви в соборную» и
другие.
Как бы то ни
было, для священнослужителя того
времени поход в
кинематограф был
поступком очень
смелым, если не
сказать безрассудным.
В 1898 году
Священный Синод выпустил
специальное постановление, «запрещающее показ
изображения Христа Спасителя,
Пресвятой Богородицы и святых
угодников Божиих». Позднее были
разработаны «Правила инсценировки и документальных съемок религиозных обрядов». Были случаи наказания духовных лиц, посещавших
кинематографы. И очень немногие
рисковали использовать кинематограф в повседневной религиозной
жизни.
С тех пор прошло чуть более ста
лет. Современный человек может пожать плечами и сказать: «Невероятно!». Сейчас посещение кинотеатра
– явление рядовое. Да и в кино ходят
редко. Люди переместились к другим
экранам, технические характеристики
которых стремительно меняются.
Новые времена – новые проблемы. Достижения научно-технического прогресса – вещь обоюдоострая.
Поэтому, например, к интернету как
глобальной информационной сети не
подходят оценки «хорошо» или «плохо». Это важное явление современной
действительности, с которым надо научиться жить и работать. И, в зависимости от нашего отношения и умения,
интернет может обернуться и огромным благом, и смертельным ядом…
Галина Викторовна Коротаева,
г. Тюмень
От редакции
Думается, что тема «Научно-технический прогресс и духовно-нравственное здоровье человека» является актуальной для общей дискуссии.
Старшеклассники, пишите в редакцию «Православного просветителя»
на электронный адрес gazeta_ihtus@mail.ru с пометой «для Православного
просветителя»
Наверх
|