| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Русское экономическое чудо начала ХХ векаНет, наверное, в мировой истории правителя столь незаслуженно, несправедливо и чудовищно оболганного, как император Николай II. Он правил страной 23 года – с 1894 по 1917 год. Какой была Россия в период его правления? Рассмотрим основные сферы жизнедеятельности страны. ЭКОНОМИКА. В начале XX века западные журналисты, командированные в нашу страну, писали о русском экономическом чуде. По уровню промышленного производства Россия занимала 4-е место в Европе и 5-е в мире, уступая по важнейшим показателям лишь США, Германии, Великобритании и Франции. В стране строились города, железные дороги, новые предприятия. Например, великая Транссибирская магистраль, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная дорога в мире и которая связала Дальний Восток с европейской частью России, – детище Николая II. На протяжении этой железной дороги возникло более 200 населенных пунктов и третий по численности населения город России – Новосибирск (до 1926 г. Ново-Николаевск, в честь своего создателя). Экономическая политика была мудрой: применялось льготное налогообложение и кредитование, организовывались промышленные ярмарки, развивались средства связи. Государство всемерно поддерживало науку и изобретения. Был взят курс на модернизацию промышленности и прогрессивную столыпинскую аграрную реформу. В целом за период 1887-1913 гг. промышленное производство в России увеличилось в 4,6 раза, страна вышла на 4-5 место в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, угля и выплавке стали. По добыче нефти Россия заняла первое место в мире в 1901 году, обогнав американских добытчиков. Впоследствии американцы вернулись на первое место, однако второе место прочно занималось Россией. Россия – крупнейший в мире экспортер продукции текстильной промышленности. Китай и Индия активно покупали наши ситцевые одежды. При императоре Николае II Россия сырьевым придатком не была! Он категорически запретил вывоз из России круглого (необработанного) леса и экспорт сырой нефти. Только нефтепродукты Россия поставляла за границу, и российское моторное масло было лучшим в мире. Первой в мире подводной лодкой с дизельным двигателем стала российская «Минога». Именно Николай II основал подводный флот России. Более того, с 1903 по 1917 год строится 78 подводных лодок! Кроме подводных лодок при нем появляются «летающие лодки» – авиация морского базирования, способная взлетать и приземляться как с авианосцев, так и с водной поверхности. В период с 1913 по 1917 годы, всего за 5 лет, Николай II ввел в состав войск 12 авианосцев, оснащенных летающими лодками М-5 и М-9 также отечественного производства! Ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. С 1895 по 1906 гг. в 2 раза увеличился речной флот. Он был самым крупным в мире. В 1911 году в России был проведен первый опыт по созданию вооруженного самолета, и уже к началу Первой мировой войны (1914 год) императорский военно-воздушный флот был самым большим в мире и насчитывал 263 самолета. До 1917 года в Российской империи было открыто свыше 20 авиазаводов и выпущено 5600 самолетов. 5600 самолетов за 6 лет! Учитывая, что ранее самолетов у нас никогда не было. Таких рекордов не знала даже сталинская индустриализация. В 1913 году Игорь Иванович Сикорский презентовал Николаю II первый в мире многомоторный самолет «Русский Витязь», открывший эру тяжелой авиации, потом Сикорский стал основателем вертолетостроения. После революции гениальный конструктор эмигрировал в США, где организовал вертолетный завод. Вертолеты Сикорского находятся в составе вооруженных сил США до сих пор. Вы помните советский миф о «лампочке Ильича»? Так вот, план электрификации всей страны был создан при царском правительстве, а после революции присвоен большевиками, но об этом мало кто знает. В Москве был построен крупный завод «Динамо», производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика «Светлана» – первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона. В 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах – будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война. Все заводы, производящие железнодорожные локомотивы по сегодняшний день, построены в дореволюционной России. Достаточно посмотреть год их основания: Невский машиностроительный завод основан в 1857, Коломенский завод основан в 1863, Брянский завод (БМЗ) основан в 1873, Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги выпускали локомотивы в 1896, Луганский тепловозостроительный завод основан в 1896 и другие. Также была спроектирована трассировка линий московского метрополитена, который планировалось строить в 1920 году. Строительство метрополитена в СССР было подготовлено проектами, разработанными в царской России (!), и тем самым явилось восстановлением инженерной традиции Российской империи. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Императорским указом 9 ноября 1906 года каждому крестьянину предоставлялось право выхода из общины. Крестьянин мог в любое время потребовать закрепления в личную собственность того участка земли, которым он фактически пользовался. Предприимчивым крестьянам открывались широкие возможности: они могли получить кредит в Крестьянском банке под залог своих земель и могли приобретать, на льготных условиях, новые участки из земельного фонда, состоявшего из нескольких миллионов десятин в европейской России и обширных площадей в Сибири (для переселенцев). При этом неприкосновенной оставалась жизнеспособная часть крупного землевладения, хотя земельный фонд пополнялся в немалой степени за счет скупки Крестьянским банком помещичьих земель. Объем производства сельскохозяйственных машин в России с 1897 по 1912 годы увеличился почти в шесть раз. В жарком и сухом климате Туркестана успешно решалась проблема орошения земель. На площади в 100 тыс. десятин засушливой степи были созданы водохранилища, в которые собиралась вода реки Мургаб. В период с 1895 по 1910 год там была устроена хлопковая плантация площадью 25 тыс. десятин, разведены фруктовые сады, образовались поселения, освещаемые электричеством. В Самаркандской степи был открыт оросительный канал, получивший название Романовского. В год 300-летия Дома Романовых был отпущен 1 млрд руб. на оросительные и мелиорационные работы. Император Николай II уделял исключительное внимание «большой азиатской программе» и во внешней, и во внутренней политике. Еще в 1900 году указом от 12 июня государь провел реформу об отмене ссылки на поселение в Сибирь, чтобы, как сказано в указе, «снять с Сибири тяжелое бремя местности, в течение веков наполненной людьми порочными». Указом 16 сентября 1906 года свободные земли Алтайского округа Сибири, состоявшие до того в личной собственности царствующего императора, были переданы Переселенческому управлению для устройства безземельных и малоземельных крестьян европейской России. Государство всячески поддерживало переселенцев: освобождало от налогов на длительный срок, выделяло денежные пособия, обеспечивало бесплатный перевоз имущества в места нового проживания, снабжало сельскохозяйственными орудиями по умеренным ценам. К 1913 году крестьянство в Сибири было уже заметно зажиточнее, чем в европейской части России. Россию называли «первой житницей Европы». Это значит, что мы кормили не только себя, но и Европу. По производству основных видов сельхозпродукции Россия вышла на 1 место. На ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта с/х продукции: зерновые культуры, лен, яйца, молоко, масло, мясо, сахар и т.д. Россия занимала 1-е место в мире по количеству лошадей, крупного рогатого скота, овец и одно из первых по количеству коз и свиней. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА. В царствование Николая II рубль не зависел от валют других государств, он конвертировался на золото. Были введены золотые монеты. Иностранные инвестиции в период с 1887 г. по 1913 г. увеличились с 177 млн руб. до 1,9 млрд руб., т.е. увеличились в 10,7 раза. Причем эти инвестиции направлялись в капиталоемкое производство и создавали новые рабочие места. Однако, что очень важно, российская промышленность не была зависима от иностранцев. Предприятия с иностранными инвестициями занимали всего 14% от общего объема капиталов русских предприятий. Пользовались неизменным спросом облигации внутренних займов Государственного банка: к 1914 году россияне одолжили государству 4,5 млрд рублей, причем держателями ценных бумаг были в основном средние слои населения. ДЕМОГРАФИЯ. Здесь все коротко и ясно: в 1897 году в Российской империи насчитывалось примерно 130 млн человек, на 1914 год – почти 180 млн. За 17 лет население страны стало больше на 50 миллионов человек! Таким образом, самый краткий обзор экономического прогресса России показывает, что потенциал ее был далеко не исчерпан. И причины последующего тяжкого поражения ее могучего организма были, безусловно, не экономические, а духовные. Сокрушение самодержавного порядка действительно вызвало «немедленный развал» всех областей внутренней жизни, из которого страна потом долго выбиралась. Причем выбиралась, используя ту хозяйственную, научную, производственную, культурную и образовательную базу, которая была создана в Российской империи при царе.
По материалам | |||||||||||||||