В 1809 году впервые была издана басня Ивана Андреевича Крыловы «Лягушки, просящие царя».
В басне повествуется о болотном царстве, в котором лягушки, желая подражать великим государствам, обратились
к богам с просьбой дать им царя. Их
просьба была услышана: на болоте воцарился статный и безмолвный истукан.
Поначалу болотное царство утихло, но
затем пригляделось и стало с каждым разом все смелее приступать к царю. Впоследствии так осмелели, что никакого
почтения не проявляли к правителю и
даже стали проявлять пренебрежение и
насмешки. Решили свергнуть нестрогого правителя и просить «царя на славу».
Вместо свергнутого на царство послали
журавля. При новом царе в болотном
царстве квакнуть и пикнуть не могли, поскольку суд и расправа наступали мгновенно. Давайте прочитаем басню:
Лягшкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом
Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю
по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь
надиво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить
из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть
с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь,кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило
с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним
на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что? завтрак, что? обед, что? ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь
по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;v
Что нынешний их Царь
глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить,
ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто? ж вы прежде жить
счастливо не умели?
Не мне ль, безумные», –
вещал им с неба глас:
«Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? –
так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих:
Живите ж с ним,
чтоб не было вам хуже!»
Поистине эта басня – и притча, и
пророческое предостережение, которое
было дано для России. ХIХ век был отмечен нападками западных стран из вне
на наше Отечество. Те же силы стремились сформировать враждебные группы
внутри страны: создавались тайные общества, привносилась чуждая западная
философия и идеология, безбожием отравлялось сознание научного сообщества.
При этом разгуле вольнодумства «Царь
терпит все по милости своей». Уместно
задуматься, что в начале ХХ века правящая элита России с прозападным настроением либо не читала мудрых басен
Ивана Андреевича Крылова, либо воспринимала их как программу к действию
по разрушению Российской империи и
истреблению простого русского народа.
Вот уже минуло сто лет после тех
трагических событий, когда, прикрываясь высокими словами о справедливости,
злонамеренные богоборцы с жестокостью и насилием захватили власть, убили
кроткого Царя и царскую семью и разрушили устои многовековой Российской
империи. Разрушив систему управления
страной, развалив экономику, спровоцировав братоубийственную войну под
иллюзорным предлогом о всеобщем счастье на земле, стали истреблять духовенство, казачество, крестьянство и все
социальные слои общества. Под лозунгом народного управления был внедрен
принцип полного отстранения народа от
управления страной. Принимались законы и решения, приносящие вред как государству, так и лично самим гражданам.
Исторически сложившееся губернское
деление страны было заменено на деление субъектов по национальному признаку. Тем самым закладывалась «мина
замедленного действия» для раздробления России. Весь прогресс и все успехи
экономики достигались путем жестокого
обращения с народом. Семьдесят лет менялись правители, и каждый привносил
свою деструктивную лепту в жизнь нашего Отечества. При этом простой народ
не мог «ни носа выставить, не квакнуть
безопасно».
В начале ХХI века при очередной смене правителей началось ярко выраженное
оздоровление как в политике и экономике, так и в социальном устройстве жизни
людей. Сегодня мы видим, как возрождаются наши духовные традиции. Как обретают свою устойчивость экономика и
обороноспособность нашей державы. Однако в наше судьбоносное время вновь
появляются лихие люди, пытающиеся заманить народ «в их болотную державу»,
и обещают «подлинно царя на славу».
Мудрая русская пословица гласит:
«От добра добра не ищут». Вот и хотелось бы, чтобы очередные этапы развития нашей страны не были бы безумием,
построенным на иллюзорных обещаниях,
на лживых домыслах, что в очередной
раз может принести к потере того доброго, что мы имеем.