В сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать
самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского,
вложенные им в уста своих героев или
же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли,
касающиеся главных тем, волновавших
писателя всю его творческую жизнь:
вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность,
любовь и, конечно же, Россия.
* * *
Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это)
до гробовой крышки. Каких страшных
мучений стоило и стоит мне теперь эта
жажда верить, которая тем сильнее в
душе моей, чем более во мне доводов
противных. И, однако же, Бог посылает
мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю
и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры,
в котором все для меня ясно и свято.
Этот символ очень прост, вот он: верить,
что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но
и с ревнивою любовью говорю себе, что
и не может быть. Мало того, если б кто
мне доказал, что Христос вне истины, и
действительно было бы, что истина вне
Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной.
(Письма. XXVIII/1. С. 176)
* * *
…Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом
утратится и весь смысл христианства,
ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала
созиждется лишь новая Вавилонская
башня.
(Вступительное слово, сказанное на
литературном утре в пользу студентов С.-Петербургского университета
30 декабря 1879 г. перед чтением главы
«Великий инквизитор». XV. С. 198)
* * *
Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая
идея на земле лишь одна и именно –
идея о бессмертии души человеческой,
ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек,
лишь из одной нее вытекают.
(Дневник писателя. XXIV. С. 48)
* * *
Совесть без Бога есть ужас, она может
заблудиться до самого безнравственного.
(Дневник 1881. XXVII. С. 56)
* * *
Дух Святый есть непосредственное
понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней…
(Заметки к «Бесам». XI. С. 154)
* * *
Ничего нет лучше для исправления,
как прежнее с раскаянием вспомнить.
(Идиот. VIII. С. 203)
* * *
…Бывает материна радость, когда она
первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у
Бога радость всякий раз, когда он с неба
завидит, что грешник пред ним от всего
своего сердца на молитву становится.
(Идиот. VIII. С. 183-184)
* * *
На земле же воистину мы как бы
блуждаем, и не было бы драгоценного
Христова образа пред нами, то погибли
бы мы и заблудились совсем, как род
человеческий пред потопом. Многое на
земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным,
с миром горним и высшим, да и корни
наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.
(Братья Карамазовы. XIV. С. 290)
* * *
Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана
венцом справедливости Божией, рано
ли, поздно ли.
(Бедные люди. I. С. 105)
* * *
…Уничтожьте в человечестве веру в
свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая
сила, чтобы продолжать мировую жизнь.
Мало того: тогда ничего уже не будет
безнравственного, все будет позволено.
(Братья Карамазовы. XIV. С. 64-65)
* * *
Тайна что? все есть тайна, друг, во
всем тайна Божия. В каждом дереве, в
каждой былинке эта самая тайна заключена. Птичка ли малая поет, али звезды
всем сонмом на небе блещут в ночи –
все одна эта тайна, одинаковая. А всех
бо?льшая тайна – в том, что душу человека на том свете ожидает. Вот так-то,
друг!
(Подросток. XIII. С. 287)
* * *
О, благодарю Тебя, Боже, за все, за
все, и за гнев Твой, и за милость Твою!..
И за солнце Твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас! За всю эту
минуту благодарю!
(Униженные и оскорбленные. III. С. 422)
* * *
Бог уже потому мне необходим, что
это единственное существо, которое
можно вечно любить…
(Бесы. X. С. 505)
* * *
Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить
человечество?
(Записная тетрадь. XXIV. С. 308)
* * *
…Сущность религиозного чувства ни
под какие рассуждения, ни под какие
атеизмы не подходит; тут что-то не то,
и вечно будет не то; тут что-то такое,
обо что вечно будут скользить атеизмы
и вечно будут не про то говорить.
(Идиот. VIII. С. 181)
* * *
Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь
у нас. Были бы братья, будет и братство,
а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет
как драгоценный алмаз всему миру…
Бу?ди, бу?ди!
(Братья Карамазовы. XIV. С. 286)