Басню «Пестрые овцы» Иван Андреевич Крылов написал в период с декабря 1822 по июнь 1823 года. Эта басня
в то время была запрещена цензурой
для печати и впервые была напечатана
в «Русском архиве» лишь в 1867 году. К
написанию этой басни Ивана Андреевича подвигла нравственная чувствительность к несправедливости и коварству в
этом мире, который «лежит во зле», как
сказано в Священном Писании.
В этой басни повествуется, как «сильный мира сего» лев невзлюбил кротких
овец и решил избавиться от них. «Сильный мира сего» решил придать законность своей злонамеренности и собрал
совет. Прикрываясь советской коллегиальностью, он намеривался скрыть
задуманное злодеяние и «сберечь свою
на свете славу». В этом и заключается
«тайна беззакония» в мире. В совете
одни предлагают решить вопрос радикально и покончить с кроткими овечками. Однако мудрствующие лукаво
предложили явную ненависть скрыть
«добрым» решением, при котором будут изжиты невзлюбившиеся «сильным
мира сего» кроткие овечки. Решили,
проголосовали, постановили и истребили. Почитаем басню.
Пестрые овцы
Лев пестрых невзлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно –
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить,
но им давать расправу;
А видеть пеструю овцу терпенья нет!
Как сбыть их и сберечь
свою на свете славу?
И вот к себе зовет
Медведя он с Лисою на совет –
И им за тайну открывает,
Что, видя пеструю овцу, он всякий раз
Глазами целый день страдает
И что придет ему совсем лишиться глаз,
И, как такой беде помочь,
совсем не знает.
«Всесильный Лев! – сказал, насупяся,
Медведь, –
На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?»
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,
Смиренно говорит:
«О царь! наш добрый царь!
Ты, верно, запретишь
гнать эту бедну тварь –
И не прольешь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток
И где бы поскакать,
побегать для ягняток;
А так как в пастухах
у нас здесь недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется.
А между тем пускай
блаженствуют оне;
И что б ни сделалось,
ты будешь в стороне».
Лисицы мнение в совете силу взяло
И так удачно в ход пошло, что, наконец,
Не только пестрых там овец –
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки?
Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки.
В этой басне самая яркая аналогия
просматривается в евангельском повествовании о жизни Христа Спасителя. Предводители еврейского народа:
законоучители, книжники и фарисеи,
– возненавидели Христа, Который проповедовал заповедь любви к Богу и
ближним. Гордые и эгоистичные, они
не смогли принять этой заповеди, которая осуждала избранность и призывала
ко всем относиться «как к самому себе».
Они преследовали Его, изощренно клеветали на Него и нашли среди учеников предателя Иуду. Они представили
Христа на суд римскому правителю в
Иерусалиме Пилату. «Я не нахожу никакой вины в этом человеке», – заявил
Пилат на суде, но «злобой дышащие»
иудеи закричали: «распни, распни, распни Его... кровь Его на нас и на чадах
наших». Вот уже почти две тысячи лет
это беззаконие повторяется: коварство,
предательство, лжесвидетельство, суд
неправедный, скорбь и страдание.
Первые три века Церковь Христова переживала период мученичества. В
языческом многобожном мире на христиан доносили, клеветали, лжесвидетельствовали, мучили и предавали
смерти. Языческая Римская империя
саморазложилась, а Христианство восторжествовало. Враг рода человеческого
лукавый не мог терпеть торжества правды Божией. Церковь Христова была
одолеваема как врагами внешними, так
и насаждением внутренних разногласий
на почве гордости и эгоизма. В середине ХI века произошло разделение на Западную Римско-Католическую Церковь
и Восточную Православную Церковь.
Спустя еще пятьсот лет на западной
почве католицизма появились различные учения: протестантизм, баптизм, социализм, коммунизм, атеизм, а затем и
сатанизм. Впоследствии все это распространялось по миру.
Яркий пример негативного воздействия всего этого в XX веке явила собой
и судьба России. Запад «невзлюбил»
православную Россию, позавидовал ее
богатству: материальному, людскому,
культурному и духовному. Запад «невзлюбил» простой православный русский народ. Вот и решили навязать силой и коварством построение «светлого»
будущего в России. Чтобы «осчастливить» русский народ и все народы России, стали усердно насаждать западные
«измы». Сто лет назад все закончилось
полным разорением Российской империи, разрушением государственности,
уничтожением тысячелетней духовной
и культурной традиции православного
русского народа. За десять лет правления западников была уничтожена на
девяносто процентов Русская Православная Церковь, которая на протяжении десяти столетий духовно окормляла наш народ. Истребив православных
пастырей Церкви, истребив попов (поп
– пастырь овец православных), приказали «овец волкам пасти». Лишив тысячелетних корней, они замышляли, «что
род их (русский народ) сам собой переведется». За XX век несколько поколений живущих в России людей претерпели множество испытаний: гражданская
война, насаждение чуждой идеологии,
искусственный голод, ограбление святынь, репрессии, концлагеря, военная
агрессия, разрушение экономики, тяготы восстановления хозяйства, железный
занавес, перестройка. «И что б ни сделалось, ты (Запад) будешь в стороне».
Сегодня мы видим много проблем, которые успешно решаются, вот только
народу «стало мало» после множества
пережитых экспериментов. Ну и какие
сегодня в мире «на это толки? Что Лев
бы и хорош, да все злодеи волки».
Басня Ивана Андреевича Крылова –
это предсказание, это предостережение
от обмана мирового масштаба, это обличение «тайны беззакония». Если мы
возродим Православную веру в душе и
сердце народа, то мы сохраним Россию.