| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Страстная седмица – день за днемВеликий понедельник В богослужении этого дня Святая Церковь показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе Иосифа, по зависти братьев невинно проданного в рабство, но после прославленного Богом. Из событий евангельских вспоминается иссушение Господом бесплодной смоковницы. Эта смоковница, помимо сонмища иудейского, желающего убить Христа, изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме этого утреннее Евангелие предлагает нам притчу о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и сына господина. В Евангельском чтении на литургии Господь пророчествует о судьбе богоотступного народа и о кончине мира, но и утешает апостолов обетованием о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради». Песнопения из службы в этот день (здесь и далее даны в переводе на русский язык): «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим – тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи. По молитвам Богородицы помилуй нас!» «Братие, убоявшись приговора, постигшего иссохшую смоковницу за неплодие, принесем плоды, достойные покаяния, Христу, дарующему нам великую милость». «Вижу, мой Спаситель, Твой украшенный чертог, и нет у меня достойной одежды, чтобы войти туда: просвети одеяние моей души, о Светодавец, и спаси меня». Великий вторник Ночь на вторник Иисус Христос провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел в храм Иерусалимский, где много учил. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, хотели схватить Его и убить. Но открыто сделать это не могли из-за народа, который почитал Его за пророка. Из Евангельских наставлений, произнесенных Христом во вторник, особенно поучительна притча о десяти девах. Этой притчей внушается готовность к встрече Небесного Жениха – Господа – целомудрием, милостынею, совершением иных благих дел, изображаемых под именем елея – масла, приготовленного мудрыми девами. Стихира во вторник: «Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!» Великая среда В ночь на среду Господь также был в Вифании в доме воскрешенного Им Лазаря. Когда Марфа служила Ему и ученикам, Мария подошла и возлила миро – драгоценное благоуханное вещество – на Него. Иуда стал говорить, что лучше было бы продать это миро и раздать деньги нищим. Господь же остановил учеников, сказав, что женщина эта приготовила тело Его на погребение. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14-16). Великий четверг В этот день Иисус Христос послал Своих учеников – Петра и Иоанна – в Иерусалим приготовить Пасху. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую горницу одного иерусалимлянина. Внушая, что в Царстве Божием не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных христиан, Господь умыл ноги Своим ученикам. Он сказал им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите... Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». После этого Иисус Христос установил Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии, святого Причащения. По заповеди Его таинство это с тех времен до наших дней непрерывно совершается во всех церквях. Из Сионской горницы Иуда ушел раньше всех, отправившись за воинами, чтобы предать Христа начальникам иудейским. А Господь пошел с учениками в сад Гефсиманский – на гору Елеонскую. Сюда приходит и предатель с воинами. Господа ведут на суд к первосвященнику. Святитель Иоанн Златоуст говорит о Причастии: «Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию». Великий пяток В этот день вспоминается взятие Спасителя в саду Гефсиманском и осуждение Его архиереями, осуждение Господа у Пилата, крестные страдания и смерть Христовы. В это время в природе происходили грозные знамения: затмение солнца и землетрясение. Священнослужители после долгой службы поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа в момент погребения) и обносят вокруг храма в знак погребального шествия от Голгофы до гроба. После этого плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса во гробе. Песнопение дня: «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает Освободивший от греха Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». Великая суббота В Великую субботу мы воспоминаем телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, Иосиф и Никодим положили Тело Господа в новом каменном гробе. Первосвященники приставили ко гробу стражу, а сам гроб запечатали. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги». Из песнопений Великой субботы: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе». «Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец, Христос Бог наш, слава Тебе!» Редакция журнала | |||||||||||||||