ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Монахи – защитники веры и Отечества

С давних времен на Руси живет Православие. Православные христиане ревностно относились к своей вере и на протяжении целых столетий им приходилось защищать свою веру от внешних и внутренних врагов. Были времена, когда расцветало Православие, но были годы, когда казалось, что наша вера будет уничтожена навсегда. Но нет! Она снова возрождалась из глубинных недр души человеческой. И в этом возрождении большую роль сыграло православное монашество.

Монашество – это путь служения Богу. Монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине. Родоначальниками русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основавшие в XI веке Киево-Печерский монастырь.

Есть много историй, посвященных тому, как монахи отражали нападения неприятеля от стен монастырей и как монастыри превращались в неприступную крепость, защищая свою веру и свою Родину.

Так святой Сергий Радонежский из своего монастыря благословил князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, а святой Далмат Исетский защищал свою монашескую обитель от татар уже здесь на Сибирской земле. Вражеские набеги были внезапными, и монахи из-за малочисленности не всегда могли отражать их нападения, поэтому часто многие погибали, а некоторых увозили в неволю.

Побывав в Далматовском монастыре, я узнал о том, что старец Далмат вместе со своими послушниками увидел, что к их обители приближается войско хана Илигея. Хан потребовал от Далмата освободить землю, на которой стояла обитель. Но святой отказался подчиниться хану, хотя понимал, что это смерть. Всю ночь монахи молились Божией Матери, чтобы смерть была не мучительна. Произошло чудо! Божия Матерь явилась во сне хану Илигею и сказала ему, что если он со своим войском нападет на монашескую обитель, то на него и его потомков она наложит такое проклятие, что весь его род вымрет.

Хан Илигей не только отступил от обители святого Далмата, но даже передал монахам в безвозмездное пользование земли, которые ему принадлежали. А самое главное, как гласит предание, он в конце своей жизни принял Православие.

Монахи – очень смелые, честные, мужественные люди. Они горячо любят свою Родину, не на жизнь, а на смерть защищают свою православную веру. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв невинно срок в лагерях, тюрьмах, ссылках, были участниками Великой Отечественной войны. Они совмещали пастырское служение с борьбой за независимость нашей Родины.

Некоторые герои становились монахами уже после Победы. Во время войны Иван Павлов участвовал в боях возле озера Балатон в Венгрии, был защитником Сталинграда в звании лейтенанта, командиром взвода, закончил войну в Австрии. Иван Павлов обратился к вере, когда нашел Евангелие среди развалин Сталинграда. Эта священная книга прошла с ним через всю войну. Иван Павлов считал, что именно это Священное Писание сохранило ему жизнь в самых сложных ситуациях. Демобилизовавшись в 1946 году, он поступил в Московскую духовную семинарию, а затем и в академию. Летом 1954 года Иван Павлов принял постриг с именем Кирилла в Троице-Сергиевой лавре. Его уважали в монастыре как участника войны, и позднее возвели монаха Кирилла в сан архимандрита.

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга (Калининграда) во время его штурма в апреле 1945 года.

Из воспоминаний матушки Софии (Екатерины Михайловны Омаровой), цветовода-озеленителя Раифского монастыря, участницы взятия Кенигсберга: «Очень трудно было нашим солдатам уничтожить мощные укрепления немцев. Каждый дом они превратили в крепость. Сколько тогда погибло солдат! Но взяли Кенигсберг только после того, как собрались монахи, батюшки, человек сто встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери. Солдаты посмеивались: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!» И только монахи запели – стихло все. Взяли с Божией помощью Кенигсберг».

Еще можно рассказать об одном учителе и монахе, герое Великой Отечественной войны, архимандрите Нифонте (в миру Николае Глазове). В годы Великой Отечественной войны после окончания артиллерийского училища поехал воевать на Курскую дугу. Последний бой старший лейтенант Глазов вел на территории Венгрии в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был тяжело ранен. Ему перебило коленные суставы. Он прошел через несколько сложнейших операций. Старания хирургов не смогли спасти ему ноги, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь ветеран войны остался инвалидом. В конце 1945 года молодой лейтенант вернулся домой, имея награды, ордена: «Отечественной войны», «Красной звезды», медали «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». В 1947 году он стал послушником Киево-Печерской лавры, в 1949 году пострижен в монахи с именем Нифонт. До конца своей жизни архимандрит Нифонт был верен Богу и людям.

И сейчас православное монашество твердо стоит против тех, кто пытается извратить Православие, нанести ему урон, и по всему миру защищает свою веру.

Я думаю, что наше поколение вместе с монашеством должно защищать Православную Церковь, быть честными, любить друг друга, молиться, как можно больше, ходить в храм, – все это хорошо повлияет на формирование нашей души.

Евгений Евсеев,
8 класс Тобольской
православной гимназии

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.