ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Не стоит село без праведника и город без святого

Каждый человек с самого раннего детства размышляет о своих поступках, позднее – о своей судьбе, о своем предназначении в жизни. Судьба человека тесно связана с судьбой страны, с историческими событиями, которые вольно или невольно влияют на жизнь каждого из нас. Но каким необходимо быть, как определить свой путь? Этот вопрос задают себе мои сверстники, задаю его и я.

Судьба подарила мне встречу с удивительным человеком, на мой взгляд, настоящим праведником – монахиней Евпраксией (Екатериной Антоновой). Она была свидетелем многих исторических событий, дает им свою, оригинальную оценку, не соглашается с современным течением жизни. Всю жизнь, получив христианское воспитание в семье, она хранит верность Православию. Не отступила от веры, не отреклась от любви к Богу даже под угрозой ареста. Но самое удивительное: монахиня Евпраксия ни на кого не держит обиды и зла, прощает своих врагов и говорит о них по-доброму, смиренно. Ее лицо – светлое и чистое – дарит надежду, невольно заставляет улыбнуться, располагает к откровенности.

Кого можно назвать праведником? В чем правда жизни? И кому открывается ее смысл? На эти и многие другие вопросы ответить мне помогли размышления монахини Евпраксии.

Она жила по заветам и духовным правилам своего отца. Кто-то очень точно сказал: «Праведник – это не звание, это смысл жизни человека». Мне кажется, что именно так жила и живет эта мудрая и светлая женщина. Именно в служении Богу обрела она свой смысл жизни, ведает такую правду, до которой не каждому дано дорасти, дотянуться.

Слово праведник в современном обществе все понимают по-разному: живущий достойно, по правде, настоящей жизнью. Только конкретный портрет праведника составить в этом случае сложно. А вот до 1917 года существовало только одно понимание праведничества – связанное с верой в Бога. Праведник – святой человек, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях. Это определение называет праведником того человека, который, веря в Бога, свято выполнял все Его заповеди в обычной жизни, не уходя в монастырь. Праведными именуются святые, проводившие в миру особенно богоугодную жизнь. Так называют святых Иоакима и Анну, Захария и Елизавету…

Обратимся к притче. Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику – горькую жизнь и горькую смерть?!» Вскоре явился ему ангел Божий и объяснил, что тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за всю свою жизнь только один грех.

Торжественными и почетными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому больше нечего ждать на этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах. Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. «Не ревнуй (то есть не подражай) злодеям, не завидуй делающим беззаконие».

Тема праведничества отражена и в русской литературе: поиск достойного героя всегда был в центре внимания писателей, которые как Н.С. Лесков – отправляли нас вслед за очарованным странником; как Л.Н. Толстой – учили «полюблять жизнь» с героями, прошедшими нравственный путь исканий и обретшими или укрепившими в себе простоту, добро и правду; как Ф.М. Достоевский – заставляли пройти ужасы порабощения античеловеческой идеей, духовные страдания и очиститься под благотворным влиянием искренней жертвенной любви.

Не утратила своей актуальности эта тема и в ХХ веке. В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» мы встречаем обыкновенную, на первый взгляд, героиню. Она симпатии особой не вызывает ни у читателей, ни у жителей поселка, ни у своей родни. И только в конце повествования, после нелепой трагичной гибели Матрены, рассказчик поймет и постарается вразумить нас: Матрена и подобные ей – это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и небережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно.

Приняла она смерть такую страшную, чтобы искупить все те незначительные грехи, которые были у нее в жизни, а уж затем пред Господом предстанет она чиста.

Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Этот человек, сам того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Ее образ имеет весьма символичное значение: это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, олицетворяющая собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А. Некрасов. Это поруганная Православная Русь, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники на земле ее.

Рассказ завершает народная мудрость, которая становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Ведь раз стоит село, стоит город, стоит наша русская земля, то не перевелись праведники на Руси.

Да, они уходят, но обязательно в этой жизни остается кто-то, кто помнит о них, кого коснулся свет их души. Кто сможет повторить их путь или хотя бы приблизиться к их духовной чистоте.

Генрих Антон,
выпускник Тобольской
православной гимназии
2016 года

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.