На юге Западной Сибири, на реке
Туре, стоит город Тюмень – первый
русский город, заложенный в Сибири.
Заложен город Тюмень был по указу
царя Федора Иоанновича воеводами
Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года, после похода
казачьего отряда Ермака Тимофеевича на территорию Сибирского ханства
в 1581-1585 годах, который положил
начало русскому освоению Сибири.
Город Тюмень основался на месте
древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом
с татарским селением Чимги-Тура. В
русских летописях XVI века Тюменское ханство именовалось «Великой
Тюменью». Достоверных сведений о
названии города нет. Татарские легенды связывают его со словом «тумен»,
что значит «десять тысяч». Есть мнение, что русский город взял название
старой Чимги-Туры, которое пошло
от угорского «чемген» и означало «город на пути». Существуют и другие
мнения.
Длительное время городок подвергался нападениям со стороны кочевников, и об этом даже была сложена
«Повесть о Таре и Тюмени». Поначалу город возводился сплошь из дерева,
но после пожара в октябре 1695 года,
когда деревянный город полностью
выгорел, стало развиваться каменное
строительство.
Одним из самых первых каменных
строений в Тюмени был Благовещенский собор, строительство которого
осуществлялось за казенный счет. Началось строительство по указу Петра I
в 1700 году и завершилось в 1704 году.
Благовещенский собор располагался
на высоком берегу Туры над Государственной казной напротив здания городской думы (сейчас краеведческого
музея), являлся украшением Тюмени
и был ее духовным символом. Уникальный по внешнему и внутреннему
убранству, он заслуженно величался
«Патриархом белокаменного зодчества, жемчужиной Сибири». В годы
гонений на Церковь в 1920-30-е гг.
Благовещенский собор был закрыт и
вскоре взорван.
От той поры сохранился только
Свято-Троицкий монастырь. Тюмень не входила в число городов, где
предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит
Филофей Лещинский ходатайствовал
перед Петром I о разрешении построить в Тюменском Свято-Троицком
монастыре (до 1715 года Спасо-Преображенский монастырь) «небольшую
каменную подаянием мирских людей
церковь» и таковое получил. Каменная соборная церковь возводилась
в 1708-1715 годах. 3 июня 1715 года
церковь была освящена как Троицкая,
по ней и монастырь стал называться
Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год)
и Благовещенской соборной церкви
(1704 год).
К XVIII веку Тюмень превращается в крупный транзитный пункт
торговли, через который проходил
основной торговый путь из Сибири и
Китая в Центральную Россию. Однако, помимо транзита товаров, город и
сам превращается в промышленный
центр. Здесь развивается кожевенное,
кузнечное, мыловаренное, мебельное
производство. Изделия тюменских
мастеров славились на Ирбитской ярмарке, поставлялись в армию, продавались за границу.
Первый в Сибири пароход был собран и спущен в Тюмени в 1836 году.
С 1885 года в городе появляется железная дорога, и промышленность шагает уже семимильными шагами. Ни в
каком другом районе Сибири не было
такой разнообразной промышленности. В 1912 году железная дорога соединяет Тюмень с Омском, включая
оба города в знаменитый великий
сибирский железнодорожный путь –
Транссиб.
К началу ХХ в. число жителей города по разным сведениям составляло
от 7 до 30 тысяч – немалое количество по тем временам. Тюмень была и
крупным перевалочным пунктом для
переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири.
В Тюмени насчитывалось 117 фабрик
и заводов, в том числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы,
70 кожевенных заведений и другие
предприятия.
Новой страницей в развитии Тюмени стала вторая половина XX века.
На севере Тюменской области были
открыты крупнейшие месторождения
нефти и газа. Среди болот и тундры
начинается освоение новых мест, а
Тюмень растет и превращается в современный город с развитой инфраструктурой.
Евгений Худышкин,
по материалам
интернет-источников