| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Тюмень – первый русский город в СибириНа юге Западной Сибири, на реке Туре, стоит город Тюмень – первый русский город, заложенный в Сибири. Заложен город Тюмень был по указу царя Федора Иоанновича воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года, после похода казачьего отряда Ермака Тимофеевича на территорию Сибирского ханства в 1581-1585 годах, который положил начало русскому освоению Сибири. Город Тюмень основался на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом с татарским селением Чимги-Тура. В русских летописях XVI века Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Достоверных сведений о названии города нет. Татарские легенды связывают его со словом «тумен», что значит «десять тысяч». Есть мнение, что русский город взял название старой Чимги-Туры, которое пошло от угорского «чемген» и означало «город на пути». Существуют и другие мнения. Длительное время городок подвергался нападениям со стороны кочевников, и об этом даже была сложена «Повесть о Таре и Тюмени». Поначалу город возводился сплошь из дерева, но после пожара в октябре 1695 года, когда деревянный город полностью выгорел, стало развиваться каменное строительство. Одним из самых первых каменных строений в Тюмени был Благовещенский собор, строительство которого осуществлялось за казенный счет. Началось строительство по указу Петра I в 1700 году и завершилось в 1704 году. Благовещенский собор располагался на высоком берегу Туры над Государственной казной напротив здания городской думы (сейчас краеведческого музея), являлся украшением Тюмени и был ее духовным символом. Уникальный по внешнему и внутреннему убранству, он заслуженно величался «Патриархом белокаменного зодчества, жемчужиной Сибири». В годы гонений на Церковь в 1920-30-е гг. Благовещенский собор был закрыт и вскоре взорван. От той поры сохранился только Свято-Троицкий монастырь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в Тюменском Свято-Троицком монастыре (до 1715 года Спасо-Преображенский монастырь) «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил. Каменная соборная церковь возводилась в 1708-1715 годах. 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней и монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год). К XVIII веку Тюмень превращается в крупный транзитный пункт торговли, через который проходил основной торговый путь из Сибири и Китая в Центральную Россию. Однако, помимо транзита товаров, город и сам превращается в промышленный центр. Здесь развивается кожевенное, кузнечное, мыловаренное, мебельное производство. Изделия тюменских мастеров славились на Ирбитской ярмарке, поставлялись в армию, продавались за границу. Первый в Сибири пароход был собран и спущен в Тюмени в 1836 году. С 1885 года в городе появляется железная дорога, и промышленность шагает уже семимильными шагами. Ни в каком другом районе Сибири не было такой разнообразной промышленности. В 1912 году железная дорога соединяет Тюмень с Омском, включая оба города в знаменитый великий сибирский железнодорожный путь – Транссиб. К началу ХХ в. число жителей города по разным сведениям составляло от 7 до 30 тысяч – немалое количество по тем временам. Тюмень была и крупным перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных, здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири. В Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов, в том числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и другие предприятия. Новой страницей в развитии Тюмени стала вторая половина XX века. На севере Тюменской области были открыты крупнейшие месторождения нефти и газа. Среди болот и тундры начинается освоение новых мест, а Тюмень растет и превращается в современный город с развитой инфраструктурой.
Евгений Худышкин, | |||||||||||||||