ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Изразцы Благовещенcкого собора

Благовещенский собор – первый каменный храм Тюмени, до 1913 года являлся кафедральным соборным храмом города. Располагался на высоком берегу Туры напротив здания городской думы. Его строительство началось по указу Петра I в 1700 году, осуществлялось за казенный счет под руководством святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского, и было завершено в 1704 году. 11 декабря 1929 года храм был закрыт, в нем устроили музей истории религии и атеизма, а в ночь с 13 на 14 июня 1932 года – взорван.

Уникальный по внешнему и внутреннему убранству, он являлся единственным в Западной Сибири образцом применения полихромной окраски и изразцовой техники в декорировании фасадов.

Собор представлял собой церковь трапезного типа, стены которой были окрашены в темно-красный цвет, кровля восьмерика, алтаря и трапезной состояла из шахматного черно-белого кровельного кирпича, центральная глава была покрыта желтой черепицей, малые четыре главки по углам четверика покрашены в зеленый и красный цвет.

Собор был примечателен декоративными вставками под малыми главками четверика, под кровлей шли изразцовые ленты, опоясывающие фасады. Ниже карниза по стенам трапезы и алтаря шла летопись.

На основе фрагментов изразцового декора, рисунков В.П. Барашева, материалов В.И. Семеновой и Л.В. Ивановой удалось сделать приблизительную реконструкцию облика окна. Работа послужила иллюстрацией к статье В.И. Семеновой «Изразцовый декор Благовещенского собора в Тюмени».

В обрамлении проемов окон колонки представляли собой цилиндр, обвитый виноградной лозой, нижняя часть шире верхней. Общий фон зеленый, гроздья покрашены желтой краской, частично под ней проступает оригинальная светлоголубая эмаль, прожилки побегов закрашены – часть желтым, часть зеленым, листья – желтым и синим. Окно венчал рельефный фигурный шпренгель с треугольным верхом и симметричными выемками с двух сторон (с рельефным изображением листа на них). На плите изображен двуглавый орел с опущенными крыльями и «голгофским крестом» в центре. Фон плитки синий, крест желтый. Головы зеленые, с коричневыми коронами, глазами, а также нижней частью клюва. На шее чередуются белые и зеленые ряды перьев.

Известно, что декор окон был переделан по настоянию митрополита Филофея Лещинского, который в 1702 г. распорядился сделать над окнами шпренгеля и по сторонам столбы «из глины формою печатны».

Прямых аналогов данному тюменскому изразцу нет. Похожее изображение двуглавого орла есть на гербе России при правлении царя Федора Ивановича «Блаженного» и совпадает с провозглашением церковной независимости России и учреждением в 1589 году патриаршества.

Изразцовый декор Благовещенского собора символизировал идею единства страны, преемственность династии и задачи распространения учения Христа среди местного населения. Крест должен был напоминать о страданиях Христа, искупившего грехи людей, орлы – о времени правления царя Федора, при котором Тюмень была основана.

А.М. Левченко,
аспирант Тюменского
государственного института
культуры

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.