ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Хронологический обзор церковно-исторических событий Сибири

в 300-летний период ее существования, на основании летописи,
принадлежащей библиотеке Тобольской духовной семинарии под №1655
Продолжение. Начало в № 92 «Православного просветителя».

Нижеприведенный фрагмент текста летописи публикуется по
«Тобольским епархиальным ведомостям», №1 (1 января) 1883 г.

Тобольская Казанская икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Софийско- Успенском соборе Тобольского кремля. Возможно, именно та, о которой идет речь в приведенном тексте летописи

1661 г. «Бог в Троице славимый не оставляет своею благодатию рода человеческаго, но руководствует чрез знамения и чудеса к познанию и утверждению истины и посети ныне своею щедростию в Сибири, в городе Тобольске, в обители пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Знамения, иже в великом нашем граде. Бысть знамение того монастыря Знаменскаго дьячку, именем Иоанникию.

Пришел он от утренния службы в дом свой и лег на свою постелю спать; как заснул, видит, что пришел к нему человек в архиерейском одеянии, – на голове его шапка белая, подобно Иоанну Златоусту, а он полагался более, что то Филипп митрополит, и говорит ему: спиши Иоанникие! встань и скажи архимандриту и всему освященному собору, и города того держателю, и всему народу первое завещание пресвятыя Богородицы, чтоб они строили церковь в три дня, а в четвертый день освятили во имя пресвятыя Богородицы – чудотворнаго Ея образа казанского и поставили бы тое церковь на высокой веретье, по далее мало трех святителей церкви. Строили бы трудами всех граждан тобольских и чтоб в новую церковь внесли образ пресвятыя Богородицы казанской, что стоял в церкви Воздвижения честнаго креста между царскими дверьми и северными, а ныне тот образ стоит в чулане, лицом к стене. За то и за многия ваша согрешения великая попустит Господь Бог праведный свой гнев: первое – попустит на город ваш мухи большия, и велит скот ваш изморити, а нас всех живых изъясти, – и молитвами пресвятыя Богородицы и всех святых Его преложил Владыко всещедрый Христос Бог наш праведный свой гнев на милость и щедроты, повелел быти дождю многому и ветру студену, и измори тех мух. А вы всемогущему Богу и пречистой Богородице вместо той великой и премногой милости не воздаете псалмов и песней духовных, но матерною бранию бранитесь и сквернословите, и та прескверная брань самой Владычице Богородице и небесным силам весьма скаредна и противна есть, и не находится им покоя у нас, но как собаки всегда день и ночь лают, а вместо фимиама и свеч жгут табак и тем дымом наполняют весь воздух и то зловоние и смрад не токмо Богу человеколюбцу и пречистой Его Богоматери, но и человеку воздержному противно и весьма неприятно. Да при том скажи воеводе и прочим то, чтоб праздновали образу пресвятыя Богородицы казанскому в Знаменском монастыре по трижды в год: первое – октября в 22 день, второе – на светлой неделе Пасхи во вторник, а третье – в 8 день июля, и на вся три праздника Ея ходили бы со кресты из соборной церкви со всем освященным собором и начальные града и весь народ. И аще приимут завещание пресвятой Богородицы, то будет благодать Божия на граде сем и на окрестных городах и селах, аще ли же не послушают, то будет горшая напасть и более первых: скот ваш изомрет, а потом и домы ваши водою разнесет, а хлеб весь изгниет, и вы, за премногия ваша беззакония, яко черви исчезните. И сия вся сказал он предивный и великий святитель Христов, невидим бысть. Он же Иоанникий сие видение ни вочто вменил.

Потом июля в 1 день случилось тому же дьячку Иоанникию одному в дому своем сидети, и писал ирмосы 1-го гласа, и зачал уже писать ирмос первой песни: «преукрашенная божественною славою священная и славная, Дево, память твоя», в то время пришел к нему на яву той же святитель и говорил ему милостивым и приятным лицом: «почто не сказывал архимандриту и народу прежде сказанного тебе от пречистыя Богородицы мною служителем и угодником Ея», и сие сказав, не видим бысть. Иоанникий же после видения как будто от ужаса очувствовался и размышлял во уме своем – сказывать ли в народ и каким образом, но однако же такое принял в мысль свою разсуждение: будто в городе не стало людей лучше меня, а мне малолетнему – кто может поверить? Сам прослави Бога и пречистую Богоматерь и угодника их, никому не сказывал для того, дабы в народе молвы какой непроизошло.

Июля в 6 день тот же дьячек Иоанникий пришел от церкви в полуденное время и лег спать. И пришел той же Святитель и говорил к нему с гневом: почто, окаянный, не сказывал завещания пресвятыя Богородицы сказанного тебе от меня; но почто язык твой на все лукавства дерз и велеречив, а дела Божия проповедать народу будто нем? Аще сего не скажешь завещания Божия Матери, то зле живот свой погубиши: а в нынешнее время видишь ли ты, окаянне, от великаго дождя хлеб гниет и вода топит, и гнев Божий понес город твоего ради онемения, а образ пресвятой Богородицы и во ином месте прославится. Воставши скоро и скажи, дабы людие прибегнули ко всемилостивому Богу и пречистей владычице Богородице. И паки невидим бысть.

Оный же дьячек и то замедлил в размышлении своем сказати. Тогожь дня пришел он от церкви после вечерни и, как лег спать, вдруг стал во изступлении ума, слыша звон в два колокола, весьма хорош казался ему; потом слышит поющих весьма преизрядными гласы: «возвеличим тя вси матерь Бога нашего», и рече ему от поющих в то время: «почто ты не сказал сего дне явления? а утре пред народом наказан будеши».

Июля в 7 день пошел тот дьячек Иоанникий в церковь к заутрени. Прилучися того числа дню недельному быти и празднество пресвятыя Богородицы, образа Ея явлению, что в Казани. По кафизме: «блаженни непорочнии» начал читать слово о явлении Божией Матери, как явися в Казани, и дочет написаннаго, како обретеся икона пресвятыя Богородицы, и как архиепископ и старейшины города молилися о своем неверствии и просили прощения; в то время Иоанникию почувствовалось, что трапезныя двери отворились. Взглянув в ту сторону, видит идуща к нему того же преждереченнаго Святителя, народ благословляющаго на обеих сторонах своего пути, – и дьячек от того видения прииде в великий ужас, весь оцепенел и аки полумертвой стал, а Святитель до него дошед, поднесе руку свою над него, ему сказал: чтеши явление пресвятыя Богородицы, а почто не веруеши? Отныне буди дряхл, дондеже совершится божественное дело; тогда будеши здрав. И удари его на пол трапезный, притом молвил: скажи, чтоб град не погибл твоего ради онемения! и невидим бысть. Иоанникий же остался лежащ на полу полумертвый. Видев то архимандрит и братия и прочие люди, удивляхуся, видения же того не видеша, но чаяли, что ему такая скорбь прилучилася. Тогда отец его родной взял его и вынес из трапезы в паперть. Он же, мало полежав, едва обумеся, и встал весь трясеся, и от страха озирался. Потом стал жестоко плакать, так что и слова молвити ему не можно было. В тот час священноинок, именем Макарий, пришел к нему и спрашивал его о прилучившейся ему скорби, он же, от великаго того страха, был безсловесен. Инок спрашивал и отца, давноль сия скорбь и прежде была ли; отец же его сказывал, что того от рождения на нем не видал, – и с тем старец ушел на свое место. Как Иоанникий в чувства свои вступил, и требовал к себе того священноинока Макария, послал по него брата своего; старец же, пришед к нему, спрашивал его. Он едва начал говорить: не смею, отче честный, сказати тебе, понеже еще не в совершенном возрасте, не можешь уверитися. Старец же стал прилежнее спрашивати, чтобы таково было. Дьячек рассказал вся виденная им и слышанная, еже о пресвятей Богородице сказанное великим Святителем. Старец же, слышав сие, вздохнул от глубины сердечныя и сказал: я не могу сего утаить; пошел тотчас сказал архимандриту Иосифу и братии. Слыша то архимандрит прослави Бога и пречистую Деву Марию.

По отпуске же утрени архимандрит призвал к себе Иоанникия в келию свою и спрашивал о явлении, каким образом он видел. Иоанникий все подробно разсказал, что ему повелено было от дивного того Святителя. Архимандрит велел ему самому написати, что видел. Он же написал, сколько мог изъяснить оное явление и отдал архимандриту. Архимандрит взял то письмо и пошел в город к воеводам, боярину князю Ивану Андреевичу Хилкову с товарищи (а архиепископа в Тобольске в это время не было, – отъехал нужнейших ради церковных исправлений), сказал все, что ему дьячек объявил, да и письмо его показал и собра всех священников и соборне свидетельствовали. Как воеводы, так священный собор, вси то слышавше, ужаснулись о угрожаемой им напасти, что видимо уже было лиянием необычнаго дождя; многие плакали, и от радости, которую обещал Господь Бог даровати, лились по лицам многие слезные потоки. Разсветавшему дню, архимандрит со освященным собором взял честный крест Господень, иконы, как надлежало быть, из собору пошел в монастырь свой; за ним последовали воеводы и граждане собрались на такое преславное явление от велика и до мала. И как пришли в монастырь, в показанном месте образ пресв. Богородицы казанския взяли, с подобающею честию понесли на объявленное место, и пели молебное славословие, просили прощения с коленопреклонением о своих согрешениях и сотвориша молитву с слезным прошением. И тогда ни единаго человека не было, который бы не плакал, и потом поставили тот образ в церкви; а по совету воеводы и архимандрита со освященным собором и со всем собравшимся народом приговорили строения церкви на завтрее начать, что во весь народ и объявлено. А народ в утрешний день, т.е. 9 числа июля во вторник, собрался и с немалым рачением так трудились, что через три дня совсем ее окончили, т.е. в пяток 12 числа июля. Велел князь также освященному собору идти со кресты в тот монастырь и взять оный новоявленный образ Божия Матере, и ту новопостроенную церковь освятили и образ в ней поставили на уготованном месте между вратами, и освятили церковь во имя того образа пресв. владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, которой образ свято почитается в Казани. И так 7 числа того месяца перестало лияние дождев и стало ведренное погодье. А ко оному образу с верою приходящим исцеления в болезнех даровались, и благодатию пречистыя Девы Богородицы прославися тот образ в чудесех во всех сибирских городах и в прочих селениях российских». Стр. 126-128 (летописи).

(Продолжение следует...)

Материал подготовила
Екатерина Медведева.
Текст летописи приводится
с сохранением орфографии
оригинала

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.