ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


История прославления святителя Иоанна Тобольского

(Окончание. Начало в №95)

Не ожидая решения Синода, сибиряки, видя святость митрополита Иоанна и убеждаясь в этом многочисленными чудесами, которые уже более 100 лет записывались в памятной книге собора (с 1798 г.), готовились к прославлению. В день памяти святителя Иоанна 10 июня 1879 года торжественно совершался крестный ход по городу с чудотворной иконой Спасителя из кафедрального собора. Жители города оставляли в этот день все свои обычные занятия, торговля прекращалась. В 1912 году в храме Михаила Архангела началось чтение жития святителя и его творений. Храм не мог вместить всех желающих. «Как было бы радостно, если бы мы, почитатели святителя Иоанна, в предстоящий торжественный день (200-летия со дня блаженной кончины) смогли бы воспеть святителю не вечную память, а: “Величаем тя, святителю отче Иоанне”», – сказал протоиерей кафедрального собора Дмитрий Смирнов на первом чтении.

В 1900 году вместо мраморного надгробия по распоряжению епископа Антония (Каржавина) сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. На крышке раки образ св. Иоанна Златоуста, как небесного покровителя митрополита Иоанна. В эту раку при епископе Варнаве (Накропине) с верой в ближайшее прославление, ибо приближалось 200-летие со дня его блаженной кончины, 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки святителя. Это было уже второе обретение мощей. Так же, как и при первом обретении, честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией. На этот раз комиссия состояла из епископа Варнавы, епархиального миссионера-проповедника архимандрита Августина, настоятеля кафедрального собора протоиерея Никанора Грифцева и ключаря того же собора Григория Тутолмина. Как сообщается об этом в Тобольских епархиальных ведомостях за 1916 год, Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открыто почивающих святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других.

В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной прославление не состоялось. Однако Святейший Синод принял важное и радостное для тоболяков решение – произвести необходимое для канонизации расследование. В декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий Патриарх всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью. «Тщательная проверка дает полное основание для Всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», – писал он в своем донесении Синоду. 200 лет земля Сибирская ждала этого праздника, и, наконец, в двести первую годовщину, он наступил.

10 (при позднейшем переходе на новый стиль это стало 23 число) июня 1916 года состоялся день торжественного прославления. Народ начал прибывать задолго до праздника. Приезжавшие из Центральной России удивлялись стоявшей томительной жаре. Соборное духовенство не успевало исповедовать всех желающих. Народ спешил очистить себя покаянием, страшась нечистыми устами прикоснуться к мощам святителя. На помощь градским священникам с 1 (14) июня пришло епархиальное духовенство. Аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади, и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. На этой же площади соорудили временный открытый храм с помостом и крышей над помостом.

Администрация города приняла необходимые меры на период праздничных дней. Просили население, живущее вдоль тракта Тюмень-Тобольск, оказывать гостеприимство и помощь всем паломникам. Все домовладельцы Тобольска и Тюмени обязаны были принять определенное количество гостей. Но всех по домам разместить было невозможно, поэтому построили временные помещения для ночлега. Принято было множество других необходимых мер, т.к. прибыло столько гостей, сколько никогда еще не было в Тобольске и вряд ли будет. Зарегистрировано было более тридцати тысяч человек, тогда как в городе проживало местного населения около двадцати тысяч.

5 июня начался приезд архиереев. Первым прибыл маститый старец, апостол Сибири, Высокопреосвященнейший митрополит Московский Макарий (Невский). Ему поручено было возглавить торжества. На следующий день по приезде он посетил родную Тобольскую семинарию, которую закончил в 1855 году. Встречен был ректором и духовенством, осмотрел родные стены, но из сверстников 81-летнего старца не нашлось никого. Расписался в книге для почетных посетителей: «Питомец этой семинарии, убогий Макарий, митрополит Московский». С митрополитом Макарием прибыли епископ Евсевий Псковский, бывший Тобольский, при прощании с тоболяками в 1912 году он обещал обязательно приехать на прославление; епископ Мелетий Забайкальский, уроженец Тобольской епархии и выпускник Тобольской семинарии; епископ Варсонофий Каргопольский; митрофорный протоиерей, синодальный миссионер-проповедник, будущий новомученик Иоанн Восторгов. 6 июня прибыли архиепископ Иоанн Иркутский; епископ Анатолий Томский; епископ Никон Енисейский; епископ Мефодий Оренбургский; епископ Серафим Челябинский. 7 июня прибыли епископ Вениамин Гдовский, викарий Петроградский, будущий новомученик; епископ Серафим Екатеринбургский. 9 июня прибыл епископ Сильвестр Омский, будущий новомученик. Всего в прославлении участвовало 13 архиереев.

В шесть часов вечера 8 июня раздался благовест шестнадцатитонного соборного колокола – призыв к торжественному заупокойному молению о «в Бозе почивающем святителе Иоанне, блаженной памяти родителях и сродниках его и архипастырях Тобольских». Последование парастаса совершал митрополит Макарий на Соборной площади в сослужении архиепископа Иркутского и семи епископов. Также архиерейским чином совершались одновременно заупокойные служения в кафедральном и Покровском соборах, и приходскими причтами во всех церквах Тобольска.

Во время пения «непорочных» владыка митрополит оставил помост и в сопровождении соборного ключаря и архипастырей удалился в придельный храм Иоанна Златоуста. Здесь при закрытых дверях в глубокой тишине до часу ночи совершалось омовение мощей, возложение нового облачения, мантии, малого омофора, на главу возложена митра, лицо покрыто воздухом. Святые мощи положены были в новый серебряный ковчег и новый кипарисовый гроб, сделанный наподобие гроба святителя Ермогена Московского в Успенском московском соборе. И ковчег, и гроб привез владыка Макарий. Новый гроб с мощами святителя был закрыт на ключ с двух сторон, обвязан шнуром и запечатан печатью. Гроб был поставлен по правую сторону престола. Наутро 9 июня были совершены заупокойная Литургия, а на улице, перед западными вратами собора, при общем собрании иерархов, последняя панихида о святителе Иоанне. Последний раз пропели «Со святыми упокой» и «Вечная память». Многие плакали.

Паломники продолжали прибывать. Прибыл крестный ход из Абалака с чудотворной иконой. Из Тюмени на пароходе – обер-прокурор Святейшего Синода, гофмейстер А.Н.Волжин. Император Николай II и Императрица Александра тоже желали приехать на торжества, но отложили поездку до окончания боевых действий. На торжествах присутствовала жена Г.Е.Распутина и две его дочери, сам он приехал уже после прославления.

В шесть часов вечера начался благовест ко Всенощному бдению – первой службе, на которой святитель Иоанн, митрополит Тобольский, стал прославляться в лике святых. Во время благовеста мощи его руками священников во главе с протоиереем Иоанном Восторговым были перенесены из придельного храма на середину Софийско-Успенского собора и установлены на особом возвышении. У гроба стали рипидодержцы с рипидами, иподиаконы с дикирием и трикирием и по углам священники. Преосвященный Варнава Тобольский начал бдение. Он же читал с хором 103 псалом по уставу Кавсокаливского скита на Афоне. Кафисма первая прочитана также им. Лития совершена вне храма, ектении произносились на ступенях у западного входа.

Одновременно Всенощные бдения совершались в Покровском соборе, в Никольской церкви (не сохранилась), на помосте на площади и в архиерейской церкви. К полиелею преосвященные владыки, служившие в этих храмах, с крестными ходами прибыли в Софийско-Успенский собор. Наступал самый торжественный момент. Что же привело это море народа к мощам святителя? Церковь учит, что у праведных и тело причастно благодати Духа Божия, «ибо Бог создал человека для нетления» (Прем. 2, 23). Мощи святых – это напоминание о будущем нетлении тела и об участии его вместе с душой в бессмертии. Мощи святых для христиан издревле были неоценимым сокровищем ради благодати, обитавшей в святых останках.

В 9:30 вечера в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля раздалось громогласное и могучее «Хвалите имя Господне». Пел хор в несколько сот человек. Длинная вереница священнослужителей исходит из алтаря. Раздаются свечи. Один из участников торжеств передает свои впечатления так:

Свечами сияя светло,
Народ волновался, как море,
Торжественно бдение шло
В Софийско-Успенском соборе...

Ключарь собора на блюде, покрытом пеленой, подает митрополиту Макарию ножницы и ключи от гроба. Наступила тишина... Все, затаив дыхание, следят за тем, что сейчас должно свершиться. Приняв от ключаря ножницы, митрополит обрезает шнуры на гробе, отмыкает замок. Крышка снимается... и взору всех предстал Святитель Божий в мантии, омофоре и с митрой на главе...

Раздалось первое величание, и вся церковь, и вне собора вся площадь с 50000 богомольцами опустилась на колени. Двенадцать иерархов благоговейно поднимают гроб святителя и сопровождаемые многочисленным духовенством в белых парчевых пасхальных ризах (300 комплектов пожертвовало московское духовенство), с целым лесом хоругвей, в благоухании кадильного фимиама исходят из собора. Шествие идет долгим путем мимо Покровского собора, архиерейского дома, консистории, через Никольские ворота, выходит на соборную площадь, проходит мимо Никольской церкви, далее мимо духовного училища, тюрьмы, а на помосте среди площади поставляются святые мощи. Пение величания не умолкает, во всех церквах города колокольный звон. Но вдруг звон всюду смолкает. Произносится малая ектения... читается Евангелие, и все начинают прикладываться к мощам. Богомольцы подходят по двое к мощам, два архиерея помазывают св. елеем. В час ночи крестный ход возвращается в собор, а мощи остаются на площади для всеобщего поклонения.

На следующий день после встречи и облачения митрополита и иерархов на западной паперти собора все духовенство при колокольном звоне во вся идут к помосту, при пении канона Богородице и других песнопений поднимают мощи и несут их в собор. Преосвященный Варнава служит на площади, прочие архиереи в церквах, а митрополит Макарий совершает Литургию в Софийско-Успенском соборе. На малом входе при пении «Приидите поклонимся» святые мощи вносятся в алтарь царскими вратами и поставляются на горнем месте. Божественная литургия совершается далее как бы в предстоянии святого митрополита Иоанна.

После запричастного стиха были прочитаны Деяния Святейшего Синода о канонизации святителя Иоанна. По окончании Литургии св. мощи снова были вынесены и поставлены перед западными дверями собора. Владыка митрополит, став на верхней ступени паперти, сказал: «Ныне исполняется давнее желание и ожидание обитателей града сего и всея сибирския страны. Днесь светло красуется град Тобольск, древняя митрополия святителей, здесь почивающих. Ныне священнолепно износятся, яко сокровище многоценное, из недр земных честныя и целебныя мощи святителя Иоанна, яко светильника пресветлого...». По окончании слова был отслужен молебен – первый молебен святителю Иоанну – и провозглашены многолетия Царствующему дому, Святейшему Синоду, Преосвященным архиереям, иереям, всем участникам торжества, всем православным христианам. Затем гроб со святыми мощами снова внесен в собор и поставлен в раку на уготованном месте.

Колокольный звон Тобольских церквей не умолкал в этот день до самого вечера. Из Ставки Верховного Главнокомандующего Государя Императора получена телеграмма: «Сердцем и душой был сегодня в молитвенном единении со всеми присутствующими на светлом торжестве прославления Святителя Иоанна Максимовича; твердо уповаю на молитвы его о спасении Руси Православной и о помощи свыше доблестному воинству нашему. НИКОЛАЙ». Пришло еще много телеграмм от Императрицы Александры Федоровны, Великой княгини Елизаветы Федоровны, от архипастыря и паствы Чернигова и от многих лиц.

В 4 часа дня состоялось торжественное собрание Тобольской городской думы, на которое были приглашены все прибывшие иерархи и почетные гости. Среди прочих решений было принято просить Высочайшего соизволения на присвоение имени святителя новооткрываемому в Тобольске учительскому институту. Губернатор от лица города выразил благодарность митрополиту Московскому Макарию, епископу Тобольскому Варнаве за содействие торжеству, приветствовал прочих иерархов и гостей.

На следующий день состоялся крестный ход по городу с чудотворной иконой Божией Матери «Абалакская». Вечером была получена телеграмма из Кургана с ходатайством освятить первый престол во имя святителя Иоанна в деревне Мало-Чусовой.

Высокие гости начали отбывать из Тобольска, но народ еще несколько дней не убывал. Буквально на глазах народа была исцелена в эти дни от сильнейших припадков 19-летняя девушка. Ее внесли изможденную в собор вне очереди, а вышла она сама со светлым и радостным лицом.

Итак, канонизация состоялась – последняя в Синодальный период. Знал ли об этом Священный Синод? Знали ли тысячи участников этого торжества, что и им скоро, очень скоро, придется исповедовать свою веру «даже до смерти»? Святого прославили святые. Некоторые, участвовавшие в подготовке к прославлению и в торжествах прославления, уже сами причислены к лику святых – это будущий Патриарх Тихон, митрополиты Макарий Московский и Вениамин Петроградский, архиепископ Сильвестр Омский, Император Николай II с семьей, протоиерей Иоанн Восторгов.

Отмечая столетний юбилей прославления Тобольского святителя, необходимо помнить, что канонизация – это не просто акт, который делает обычного человека святым, а осознание святости, прозрение, увидение человека, уже прославленного Богом на небесах. Сто лет назад у народа было такое прозрение, но приобретение этой способности духовного видения – задача каждого нового поколения.

Священник Михаил Денисов,
г.Тобольск, 1996 г.

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.