ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Анакопия


История одной крепости и одной битвы


На территории Абхазии сохранилось много замечательных древних памятников истории и православной культуры. Это на самом деле удивительно! Например, в Херсонесе (ныне Севастополь в Крыму), где крестился киевский князь Владимир, остались только фундаменты и части стен, да и то, только те можно увидеть, что откопали археологи. А здесь в Абхазии очень много сохранившихся полностью или частично храмов, которым по тысяче лет и более. В этих краях мученически пострадал апостол Симон Кананит, скончался в ссылке святитель Иоанн Златоуст, в конце XIX века здесь строится Новоафонский монастырь и сюда переезжают русские монахи из Афона греческого, отчего и город, расположенный рядом с монастырем, получает свое современное название – Новый Афон. В те времена и эта земля, и весь Кавказ входили в состав Российской империи, позднее – в состав Советского Союза.

Но сегодня мне хотелось бы рассказать про удивительную крепость, расположенную на Анакопийской горе и про историю, с ней связанную.

Гора эта находится в непосредственной близости от Новоафонского монастыря. Если вы находитесь в основной приморской части города, то видно, что монастырь находится наверху – высоко на склоне горы. Но когда поднимаешься на соседнюю гору к Анакопийской крепости – то монастырь оказывается где-то очень далеко внизу.

Историки говорят о том, что люди поселились в районе этой горы за много лет до Рождества Христова. Во времена римского владычества и, особенно, в византийский период в этих краях, называемых также Колхидой, строились серьезные укрепления. Среди них – поселение-крепость Анакопия. «Анакопия» в переводе с абхазского означает «изрезанная», погречески этот город называли Трахея, в переводе – «суровокремнистая».

В VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что здесь абазгам (абхазам) всегда удавалось отражать нападение врагов, так как только один проход вел в Анакопию и в остальную страну абазгов; он был узким и легко контролировался защитниками крепости.

В VI веке происходит война между Византией и местными князьями, в результате чего вся страна абазгов входит в состав Византийской империи. Именно в этот период в VII веке и возводятся основные стены и башни, сохранившиеся частично и поныне.

Важнейшие исторические события происходили здесь во времена арабских завоеваний. Арабы-мусульмане, появившиеся на политической арене в 30-е годы VII века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока. В первой половине VIII века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана 120-тысячная армия – огромная по тем временам.

Арабы покорили Армению и часть Грузии. В своем продвижении на север они подступили к Анакопии. Приступом взять крепость не получилось, полгода осады тоже не принесли результатов. Когда же во вражеском стане вспыхнула эпидемия смертельной болезни, абхазы и грузины, защищавшие крепость, выйдя за ее стены, смогли разбить врага. Благодарение за победу защитники города воздавали Пресвятой Богородице, икона Которой хранилась в крепости. Дальнейшее продвижение арабов на север на этом остановилось.

Задумаемся над этими событиями. В то время, когда крупные силы объединившихся западноевропейских герцогов и князей с большим трудом смогли сдержать экспансию арабов на западном направлении в битве при Пуатье в 732 году (арабы, перейдя через море из Африка, завоевали там всю Испанию и половину Франции!), и событие это считается важнейшим для всей дальнейшей истории христианской Европы, – здесь на северном Кавказе происходят события не меньшего масштаба, а победа одерживается весьма немногочисленными силами! Мы же об этом ничего не знаем, историки не описывают данные события подробно. Арабы-мусульмане прошли весь восток и повернули на север, разбили войска кавказских народов, еще чуть-чуть – и уже донские степи, еще немного – и земли славян. Как сложилась бы история, если бы они смогли туда пройти и завоевать эти территории? Наверное, не только абхазы, но и русские должны воздать славу Богородице за ту победу под Анакопией!

В конце XVII века в связи с турецкой экспансией христиане этих мест испытывают большие трудности. Только вхождение этих земель в состав Российской империи освобождает местное, теперь уже немногочисленное население от исламского турецкого диктата.

Известно также, что в Анакопийской крепости в VIII веке уже существовал храм. Видимо, стены именно этого храма в XIX веке обнаружили переехавшие сюда из Афона русские монахи. Чтобы почтить это место, они построили открытую часовню внутри разрушенной церкви на вершине Анакопийской горы, а также собрали различные исторические артефакты и вмонтировали их в алтарную стену, сделав нечто наподобие музея. Кроме того монахи выложили камнем серпантинную дорогу от подножия горы до крепости, соорудили из камней ровные террасы, протянули сюда канатную дорогу, построили рядом с крепостью помещения гостиницы (сейчас разрушенные).

Удивительно также, что на вершине горы, в самой крепости у подножия разрушенного храма находится древний источник пресной воды объемом 75 кубических метров. Ученые до сих пор не могут определиться – как сюда, на верх горы может поступать вода? Одно из последних исследований дает основание предполагать, что вода попадает в эту пещеру-«цистерну» прямо из воздуха, путем образования конденсата на холодных внутренних стенках каменной емкости.

Также любопытно, что именно в этой горе, в ее основании находятся грандиозные Новоафонские пещеры, открытые в 1975 году и являющиеся одной из главных достопримечательностей современной Абхазии – небольшого государства на берегу Черного моря, попасть в которое с российским паспортом не составит большого труда. Российско-абхазская граница расположена в непосредственной близости от стадионов, где проходила зимняя Олимпиада в городе Сочи в 2014 году.


Протоиерей Григорий Мансуров,
г.Тюмень. Фото автора

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.