ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



«Тобольские епархиальные ведомости», №23-24 (1 и 16 декабря) 1882 г.

«1636 г. (Под 1636 годом рассказывается о явлении иконы Божией Матери в Абалаке. Рассказ этот приводится в довольно подробном и законченном виде. Редакция оставляет его для печати до более удобного случая). По завещанию Божией Матери и благословением епископа Нектария, в селе Абалацком построили новую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного ее Знамения, и бысть на месте том благословение Божие». Летопись, стр. 99-100.

«1637 г. В новосозданную церковь, по завещанию в явлении Пресвятой Богородицы в селе Абалаке и по благословению арх. Нектария, написали образ Пресвятой Богородицы Знамения, с припиской на полях св. отца Николая и препод. Марии Египетской, и поставлен в оной церкви местным, и были от того образа многие чудеса: с верою приходящим больным исцеление даяшеся и потому уставися праздник, даже и до днешних времен». Стр. 101.

– «Был от рачителей исторических человек, именем Савва Есипов, сибирского митрополита дьяк; а в предтекущие роды чтобы подать известие и написал сибирскую историю риторическим слогом и приложил старание о взятии Сибири и о прежних царях, или ханах и князьях их, написал, о которой истории сам Есипов объявляет так: содеевшаяся во дни и роды наша и о прочих вещах кийждо изложих по словам – да не трудом вся обрящутся, о царстве же сибирском и о княжениях написах с летописца татарского, достоверно испытах, еже добре». Там же.

«1639 г. От Красноярска вниз по реке Енисею верст десять, на другой стороне, т.е. на северо-восточном берегу, при устье р. Березовки, старец Герасим Каченской, жил в тех местах пустынником, и называлось его жилище Качинская пустыня; купил он Герасим у красноярского атамана Милослава Кольцова и у прочих тутошних владельцев, красноярских обывателей, при тех вышепоказанных местах пахотные земли и сенные покосы, где после устроился монастырь. Итак старец прибрал к себе некоторое число братии из старцев же и с ними пахал землю, и тут жил по смерть свою». Стр. 102.

«1640 г. Преосвященный архиеп. Нектарий отъехал из Тобольска в царствующий град Москву месяца января в 7 день. Был же в сибирской епархии в престолоправлении четыре года, восемь месяцев и два дни, а на Москве сошел с подворья по своему обещанию в монастырь, оставив сибирскую епархию добровольно». Там же.

«1641 г. В царствующем граде Москве освящен был в сибирскую епархию четвертый архиепископ Герасим; в Тобольск из Москвы приехал месяца января в 1 день». Там же.

«1642 г. В Томском городе в сих временах построен монастырь во имя Пресвятой Богородицы чудотворного ее образа Казанского, на устье р. Киргизки, который от случившегося в нем пожара весь выгорел». Стр. 103.

– «Был извет на князя Димитрия Михайловича Алачева, что он в своей вотчине, в Конде, стрелял из пищали по птице и погрешил, угодил на церкви Соловецких чудотворцев по кресту; и по тот крест послан из Тобольска Софийского собора священник Игнатий, да Софийской же сын боярской Григорий Пирогов; и с церкви его сняв в Тобольск привезли и в паперте у похвалы Богородицы на сенях свидетельствовали; и пулевые язвы знать, и ножем вырезываны пульки. И в том князь Димитрий извинился, что не нарочным делом, а стрелял по птице на кресте сидящей, и погрешил. А на матерь его и сестру иные были изветы. И за то они из Конды взяты в Тобольск; и был князь Димитрий в подначальстве и в смирении на святительском дворе шесть недель, и в Знаменском монастыре год, так же и мать; а сестра его девица скончалась в Тобольске от того срама. Алачев в Конду неотпущен уже, жил все в Тобольске по 1645 год. А в 1645 г. сент. в 9 день, по Государеву указу и по грамоте, отпущен к Москве к Государю из Тобольска».

«1643 г. Августа на 14 день, в 3-м часу ночи, сгорел в Тобольске первый город и на горе посад весь, т.е. дома все, не осталось ничего». Там же.

«1645 г. После бывшего в Тобольске пожара построили новую деревянную соборную церковь, и освящена во имя Софии – Премудрости Божией, за благословением Герасима, архиепископа Тобольского и Сибирского. А крышка ее окончена 13 главами». Стр. 105.

– «От Красноярска вниз над рекой Енисеем, как уже прежде упоминалось, где жил старец Герасим с братиею, по смерти его жил в той Качинской пустыне черный поп Феодосий, также с братиею, и испросили благословение у Герасима, архиепископа Сибирского, построить в той пустыне Качинской честную обитель, на что им от него, преосвященного, и грамота дана. По тому дозволению, он старец Феодосий поставил церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы с пределами св. апостола, евангелиста Иоанна Богослова и св. Илии Пророка, при том устроил и монастырь». Там же.

«1648 г. По грамоте царя Алексея Михайловича, в Кузнецком городе, около сего времени построен монастырь во имя Рождества Христова». Стр. 106.

«1650 г. Преосвященный Герасим архиепископ Тобольский и Сибирский в Тобольске преставился. Был в сибирской епархии в престолоправлении всего девять лет». Стр. 110.

«1651 г. Месяца марта 9 дня в Москве освящен и поставлен был в Тобольскую и Сибирскую епархию на место архиепископа Герасима архиепископ Симеон; прежде был в Боровском Пафнутьевском монастыре игуменом». Стр. 112.

– «Пожаловал Великий Государь, Его Царское Величество в Сибирь, в г. Тобольск, к соборной церкви Софии – Премудрости Слова Божия, колокол во сто десять пуд». Стр. 112.

«1652 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского, в Тобольске архиепископ Симеон посвятил в Тобольский Знаменский монастырь первого архимандрита с белой шапкой». «Да посвятил протопопов пер- вых в Тобольске в соборы: Вознесенский, да в Успенский монастырь, да по одному протопопу в города: Томск, Енисейск и Верхотурье». Стр. 113.

«1653 г. Томские обыватели всех чинов просили в Тобольске у преосвященного архиепископа Симеона благословение, которое и получили построить за рекой Ушайкой, на порожнем месте, близ посада, церковь во имя святого и праведного Алексия, человека Божия». Стр. 114.

«1654 г. Месяца января в 22 день, по призывной грамоте от патриарха, Тобольский архиепископ (Симеон) поехал в царствующий град Москву для исправления некоторых духовных дел». Стр. 115. – «В Тобольске, от 14 числа ноября, образ Вседержителя и Спасителя нашего Иисуса Христа, который потом поставлен в соборной церкви у северного столпа, просиял в предивных и преславных чудесах и во исцелении тяжких и различных недугов, о которых находится написана особливая книжка». Стр. 118.

«1655 г. Преосвященный архиепископ Симеон, по исправлении духовных дел в Москве, от патриарха отпущен в Тобольск; приехал декабря, 25 дня». Там же.

– «В г. Красноярске игумен Введенского монастыря просил у воеводы Богдана Лутовина на их обитель жалованья, которое по их просьбе и определено: игумену, дьячку, пономарю и просфорне жалованья денежного из государевой казны каждый год давать всем 18 рублей». Там же.

«1658 г. По указу Святейшего Патриарха Никона Московского и всея России, в Тобольске архиепископ сибирский Симеон был под запрещением духовенства. С Рождества Христова во весь год не велено ему служить божественные литургии». Стр. 124.

«1659 г. Месяца мая в 23 день в Тобольске под горой Знаменский монастырь ввечеру от молнии весь погорел». Там же.

– «В Верхотурье, по переписке Верхотурского сына боярского князя Семена Пелымского того Верхотурского Николаевского монастыря явилось пахотной земли подле города шестьдесят десятин, да несеянных посохов по речке Калачику на семь сот копен, да на Пышме реке пахоты 12 десятин в поле, да сенных покосов двадцать десятин, повшиков (?), которые пахали монастырские пашни, 40 человек». Стр. 125.

«1660 г. Августа в 28 день, поехал к Москве преосвященный Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский на своих подводах о Софийских домовых нуждах бити челом Великому Государю, а осеновал в своей вотчине, в ЧетьНицынской слободе до зимнего пути; через два года возвратился в Тобольск на государевых подводах, а за подводы ему из государевой казны даны деньги прогонные и пожалован от Великого Государя всем, о чем его челобитье было Великому Государю в Москве, вотчинами и крестьяны отнятыми и хлебом».

(Продолжение следует…)

Материал подготовила
Екатерина Медведева

Наверх

© Православный просветитель
2008-19 гг.