Бог премудро распорядился
всем. Мужчину он наделил одними
дарованиями, женщину – другими,
чтобы женщина повиновалась ему.
Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла
бы устоять.
Муж, говорит Священное Писание, «глава есть жены». То есть
Бог определил, чтобы муж властвовал над женой. Властвование жены
над мужем есть оскорбление Бога.
Сначала Бог сотворил Адама, который сказал о жене: «Се ныне кость
от костей моих и плоть от плоти
моея». Жена, говорит Евангелие,
должна бояться мужа – то есть она
должна его чтить. А муж должен
любить жену. В любви присутствует уважение. В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я
одновременно и чту. То, что я чту,
я люблю. То есть любовь и почтение – это не разные вещи: это одно
и то же.
Однако люди уклоняются от
этой гармонии Божией и не понимают смысла евангельских слов.
Так муж, превратно истолковывая Евангелие, говорит жене: «Ты
должна меня бояться!» Чудак-человек, да если бы она тебя боялась,
она бы за тебя и замуж не пошла! А
некоторые женщины говорят свое:
«А почему это жена должна бояться мужа? Нет, такого я принять не
могу. Что это еще за религия такая? Дискриминация!» Но посмотри, что говорит Священное Писание: «Начало премудрости страх
Господень». Страх Божий есть почтение к Богу, благоговение, духовная скромность. Этот страх приводит тебя к благоговейному трепету,
это что-то священное.
То равенство с мужчинами, к которому стремятся некоторые женщины, может быть оправдано лишь
до какого-то предела. Сегодня женщины работают и участвуют в голосовании наравне с мужчинами.
Поэтому они заразились каким-то
нездоровым духом и думают, что
равны с мужчинами во всем. Конечно, души мужчин и женщин
одинаковы. Но если муж не любит
жену, а жена не чтит мужа, то в
семье возникает разлад. В прежние времена считалось никуда не
годным делом, если жена перечила
мужу. А сейчас появился наглый,
развязный дух. Как же прекрасно
было в те времена! Я был знаком
с одной супружеской парой. Муж
был низеньким невзрачным человечком, а жена – высоченная, богатырского роста! Она одна играючи
сгружала с телеги центнер зерна!
Как-то раз один рабочий – тоже
дюжий парень – стал к ней приставать и она, схватив его, отшвырнула на несколько метров в сторону,
как спичку! Но если бы вы видели, какое послушание эта женщина
оказывала своему мужу, как она
его чтила! Вот таким образом семья бывает крепкой, нерушимой. А
иначе ей не устоять.
Один человек спросил меня:
«Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?» – «Признательность», – ответил я ему. Один
человек любит другого за то, что
тот ему дарит. Жена дает мужу
доверие, преданность, послушание. Муж дает жене уверенность в
том, что она находится под его покровом, защитой. Жена – хозяйка
дома, но и главная служанка в нем.
Муж – властитель дома, но и носильщик его тяжестей.
Между собой супруги должны
иметь очищенную любовь – для
того чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в
состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить
в согласии, они должны, прежде
всего, положить в основание жизни любовь ту драгоценную любовь,
которая заключается в духовном
благородстве, в жертвенности, а не
любовь ложную, мирскую, плотскую. Если присутствует любовь
и жертвенность, то один человек
всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытывает за
него боль. А принимая ближнего
в свое страдающее сердце, человек
принимает в свое сердце Христа,
Который вновь исполняет его Своим невыразимым радованием.
Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех
пор, пока они обладают [необходимыми для такой плотской любви]
мирскими качествами. Когда эти
мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и
они скатываются в погибель. А вот
когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь,
то, если один из них потеряет свои
мирские качества, это не только не
разъединит их, но объединит еще
крепче. Если есть только плотская
любовь, то жена, узнав, что, к примеру, спутник ее жизни поглядел
на другую женщину, плещет ему
в глаза серной кислотой и лишает
его зрения. А если она любит его
чистой любовью, она испытывает
за него еще большую боль и тонко,
аккуратно старается вновь вернуть
его на правильный путь.