ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Священномученик Максим Сандович

7 июня 1994 г. Священный Собор Епископов Польской Автокефальной Православной Церкви постановил: «Во Имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, на славу Православной Церкви провозглашается Святой Памяти Священник о. Максим Сандович – Священномучеником за Святое Православие, принимая во внимание его истинное почитание и всенародный культ. Могилу о. Максима оставить нетронутой. Днем Памяти Священномученика считать 6 сентября (24 августа по старому стилю) – день его смерти».

Мученичество о. Максима Сандовича всегда отождествлялось с трагической судьбой его народа в XX столетии. Максим Сандович родился 31 января 1886 г. в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня в семье греко-католического псаломщика. Учился в гимназии в старинном прикарпатском городке Новый Сонч, поражал своих сокурсников и товарищей по «Руской бурсе» необычайной набожностью и желанием стать монахом монастыря с наиболее строгим уставом. Три месяца он проводит в знаменитой Креховской ставропигиальной базилианской обители, где тогда находился новициат ордена базилиан. Атмосфера греко-католического монастыря оказалась чуждой Максиму Сандовичу, который в своих духовных поисках обращает взор к Православию и становится послушником в Почаевской Лавре. Там на него большое влияние оказывает епархиальный архиерей, будущий митрополит, Антоний (Храповицкий), способствующий поступлению Максима в Житомирскую духовную семинарию. По ее окончании 11 сентября 1911 г. Владыка Антоний рукоположил Максима Сандовича в священнический сан и благословил на служение в родимой стороне – на Лемковщине. Отец Максим попеременно служит в нескольких прикарпатских селах, где среди лемков ширится движение по переходу в Православие.

Он начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после присоединения Карпатской Руси к унии в XVIII веке. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, отец Максим продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали. В марте 1912 года он был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковно-славянском языке и в сотрудничестве с Россией – противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: «Моя единственная политика – святое Евангелие». Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню. Однако в августе, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с женой, которая была беременна, с отцом и несколькими православными односельчанами.

Их посадили в тюрьму в городке Горлицы. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: «Да здравствует святое Православие!» Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом. Только в 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню Ждыня, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников.

Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим является символом их национальной и религиозной принадлежности.

Страшные массовые мучения русинов в 1914 г. после смерти о. Максима только набирали обороты. Их пережила и вдова о. Максима Пелагея Сандович (Григорук), белоруска, дочь сельского священника из села Новоберезова на Подляшье. В концлагере Талергоф, куда после убийства мужа ее и тысячи русинов-лемков бросили австрийские власти, она родила мальчика, также названного Максимом и ставшего православным пастырем.

По материалам сайта Православие.ру

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.