Памятная медаль о соработничестве Церкви
и журналистов Тюменской области
Жизнь человека начинается с
момента начала его образования в
утробе матери. Однако это становится неважным, когда ребенок
появляется на свет и главнейшей датой становится уже этот
день – день его рождения.
Однако после расставания с телом человеческая душа
переходит в жизнь вечную и
пребывает в ожидании всеобщего воскресения в конце
времен. Этот новый этап человеческого бытия для нас, живущих, непонятен и во многом
страшен. Святые же, перешедшии
в мир иной, пребывают в радости и
общении с Богом: «Не видел того
глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.
2;9) – участь праведников блаженна, но при этом непостижима и неописуема. Поэтому в Православной
Церкви днем памяти святого является не день его рождения, а день
его праведной кончины – перехода
в жизнь вечную.
9 ноября (27 октября по старому
стилю) отмечается память преподобного Нестора Летописца – монаха Киево-Печерского монастыря.
Точный год его кончины не установлен, но считается, что это было
около 1114 года. Получается, что в
этом году исполнилось 900 лет со
дня преставления преподобного!
Чем известен нам сей святой?
Известен своим трудом летописным
– послушанием, которое преподобному Нестору дал игумен монастыря. Его труд «откуда есть пошла
Русская земля», известный под названием «Повесть временных лет»,
является главнейшим летописным
сводом древней Руси. Собственно
все основные события человечества
после Всемирного потопа, расселение людей по земле, предыстория
славян, призвание Рюрика на княжение, Крещение Руси и события
рубежа первого и второго тысячелетий от Рождества Христова описаны здесь.
Преподобный Нестор Летописец
был выбран журналистами Тюменской области своим небесным
покровителем. Они изготовили
мозаичную фреску-икону святого – теперь этот образ установлен в стене на соборной площади
Абалакского мужского монастыря.
Действительно, нынешние журналисты – пишущие о событиях сегодняшних дней, комментирующие
их и дающие оценку – это ли не
летописцы современности?
В последнее время приходится
иногда слышать от разных людей
чудные вещи, касающиеся истории.
Ладно бы интерпретация того или
иного события была различной, но
ведь иногда и сами летописные
факты просто не берутся в расчет,
о них «как бы» забывается. Вместо
этого выдвигаются принципиально новые предположения, которые
убедительностью речи оратора или
автора-ученого возводятся в степень нового исторического «открытия». Особенно смешно (в прямом
и переносном смысле слова), когда
об истории русского народа «вещают» юмористы, причем уже не как
юмористы, а как то ли историки, то
ли публицисты.
Иногда исторические факты
«перерабатываются» в угоду некоему патриотическому чувству. Призвание варягов – не было, Чингисхан – тоже вроде бы из «наших»,
русский язык – праязык для всех
народов. Патриотизм – это хорошо,
это святое чувство – оно, если есть
в человеке, то не нуждается в исторических подтасовках.
Как-то в разговоре с одним человеком, по вышеизложенным поводам, говорю ему: «Так это же все
не так было. Вот хоть в Летописи
преподобного Нестора посмотрите». «А где ее взять?» – был
ответ. Тут мне стало понятно,
что то, что для одних людей
очевидно, для других (ввиду
неосведомленности) может оказаться новостью.
Поэтому, а еще потому, что
900-летие преподобного Нестора,
да еще и наступающий год объявлен
годом династии правителей Руси
Рюриковичей и князя Владимира – поэтому представляется целесообразным некоторым напомнить,
а кого-то и познакомить впервые с
величайшим историческим памятником нашей страны – с «Повестью
временных лет». Текст ее не малый
и будет публиковаться на протяжении нескольких номеров журнала
«Православный просветитель».
И еще вот что. Если кто думает, что монах Нестор мог в чем-то
погрешить против истины, писать
то, что ему «было выгодно» или
что было выгодно великому князю, то советую подумать о следующем. Монах оставлял все свое: свое
имущество, свою личную жизнь,
все свое – и уходил в монастырь.
В какой монастырь? В пещеры!
Нынешний Киево-Печерский монастырь – это монастырь, начинавший становление свое в пещерахемлянках. В таких условиях,
проводя жизнь в молитве, ради чего
монах мог бы написать в летописи
то, чего не было? Из-за страха или
денег? Конечно, нет! Поэтому древнерусские монастырские летописи –
это самые верные исторические
документы. Конечно, и в них нет
ответов на все вопросы историков,
есть и устные народные предания о
еще более древних временах, но уж
если что в летописи описывается
как событие, как факт – в истинности того сомневаться не приходится.
Иерей Григорий Мансуров,
выпускающий редактор журнала
«Православный просветитель»