| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Страх наказания и страх наказыватьДля размышления родителямНаказывать или не наказывать детей? А если наказывать, то как и за что? Такие вопросы звучат почти на каждой консультации психолога по проблемам воспитания. Да и не только на консультации, а и в школах, и на лавочках, где мамы и бабушки гуляют с детьми, и в разговорах с друзьями и т.д. Складывается такое впечатление, что родители (не все, конечно) находятся в какой-то растерянности. Если раньше все было ясно и понятно каждому взрослому и ребенку, что будет с тем, кто не послушался родителей или учителей, не говоря уж о грубости и дерзости по отношению к старшим, то сейчас не редко нарушения остаются без должного наказания. А это приводит к тому, что семья не справляется со своими обязанностями по воспитанию высоко духовной, нравственной личности, а от этого страдают все: и общество, и государство, и сами дети. Не является ли эта ситуация следствием идей ювенальной юстиции, которые так хорошо овладели Западом и постепенно просачиваются в наше сознание в виде таких мифов, как «наказание мешает развиваться индивидуальности ребенка», миф о равенстве ребенка и взрослого, о его правах в ущерб его обязанностям и прочее? Разрушающие плоды ювенальной юстиции мы можем уже наблюдать воочию на примере стран, ее принявших. Некоторые из современных, как западных, так и отечественных, педагогов настойчиво проповедуют воспитание без всяких наказаний. Но такое воспитание, как показал опыт, не приносит доброго плода. «Для наших дней характерно расслабление, потворство и беспринципность в воспитании детей», – пишет педагог и богослов Г.И. Шиманский еще в 50-60-е годы прошлого века. В настоящее время ситуация еще более удручающая. Христианская религия предписывает в деле воспитания поддерживать строгую и твердую дисциплину. Считается опасным, если дети растут по своей воле, никем и ничем не сдерживаемые, и если им позволяется безнаказанно проявлять свое упрямство, делать, что хотят, совершать грубые выходки и поступки. «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им»; «Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» – говорит мудрый Сирах (Сир. 30; 1, 12). Поблажка детским капризам и слабостям представляется в священных книгах делом в высшей степени опасным и вредным для самих детей. В отличие от некоторых современных гуманистических учений, где ребенок представляется совершенным, христианская психология, напротив, говорит, что «дитя – не совершенство». В нем при первом его развитии проявляются семена разных дурных наклонностей и страстей, переданных по наследству от родителей, – самолюбия, упрямства, грубости, невоздержания и пр. И если их не искоренять, то они разовьются в нем еще больше и могут превратиться в пороки. Родительская любовь и строгость в должном сочетании – вот главные силы воспитания. Посмотрим теперь, что есть само слово «наказание», его смысл. «Наказать – дать наказ, наставление» – находим в словаре русского языка С.И. Ожегова. Например, наказ родителей детям, как не надо делать. В научной психологии наказание определяется так: «Наказание – это, прежде всего, сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность». Наказание необходимо не для того, чтобы обидеть ребенка или расстроить его и напугать, а для того, чтобы дать ему возможность задуматься над проступком, понять, что именно он нарушил и почему это плохо. За что надо наказывать детейСогласно православной психологии и педагогики дети должны быть наказаны только за то, что греховно перед Богом (за ложь, обман, клевету, кражи, непослушание родителям и т.п.). В том случае, когда они сознательно, самовольно и по собственной воле нарушили закон Божий. Отсюда и надо исходить православным родителям, когда они наказывают своих детей. За что нельзя наказывать детейНикогда нельзя наказывать их за совершение добрых дел. Например, если ребенок не солгал, а сказал правду, хотя и поставил родителей в неловкое или затруднительное положение перед кем-то. За то, что он подарил кому-то дорогую игрушку, как бы жалко не было родителям. Дети не должны быть наказаны за несовершенства и недостатки, которые они имеют от природы. За проступки и шалости, совершаемые ими не намеренно, но по резвости характера. Нельзя наказывать их за плохую учебу, если у них к этому нет способностей или когда ребенок малоспособен, а от него требуют большего. Способы наказания1. Временное лишение пищи – обеда, завтрака. Оно особенно полезно против упрямства, лени. 2. Запрет общения с товарищами и закрывание в отдельную комнату, лишение компьютера – для неуживчивых, склонных к ссорам, мстительных. 3. Лишение общения с родителями или изменение тона общения на более холодное, жесткое, показывая всем своим видом недовольство, – для детей чувствительных. 4. Отказ ребенку в участии в традиционных семейных мероприятиях, например: посещение цирка, театра, зоопарка всей семьей. Выговор, внушение. Если они используются в качестве наказания, должны быть краткими, немногословными, а угрозы реальными. Телесное наказание применимо только в тех случаях, когда другие меры оказались бесплодными. Оно применяется за проступки, проистекающие из упорства и злой воли, когда ребенок не хочет сознаться в содеянном, не оставляет своего дурного поведения: обманывает, крадет, дерзит родителям, не выполняет их распоряжений, указаний, жесток по отношению к другим и т.д. Если телесное наказание применено, ребенок должен его почувствовать и надолго запомнить. По мере возрастания ребенка сущность наказания, его виды должны меняться. Уступить место нравственным убеждениям, воздействию на совесть, чувства долга и любви к родителям и ближним. Рекомендации родителямНельзя наказывать детей в гневе. При наказании всегда руководствуйтесь любовью – только исправление их, больше ничего. Наказание должно быть адекватно проступку. Нельзя за малозначительный поступок наказывать слишком строго, но и слабое наказание за существенный проступок также вредно. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Наказания должны быть согласованы между родителями. Не угрожай, если не уверен, что выполнишь свою угрозу. Митрополит Антоний Сурожский вспоминает, как воспитывали его: «С меня ничего не требовали неразумного, но если что-то говорилось – никогда не отступали. ...Мама как-то раз что-то велела, я воспротивился; мне было сказано, что так оно и будет, и я два часа катался по полу, грыз ковер и визжал от негодования, отчаяния и злости, а мама села тут же в комнате в кресло. Взяла книжку и читала, ждала, чтобы я кончил. Няня несколько раз приходила: «Барыня, ребенок надорвется!». А мама говорила: «Няня уйдите!». Когда я кончил, вывопился, она сказала: «Ну, кончил? Теперь сделай то, что тебе сказано было»… Это был абсолютный принцип». Да… Современные «ювеналы» такую мать с удовольствием лишили бы материнства, а ребенка отправили бы в детский дом. И тогда, кто знает, получился бы из этого ребенка знаменитый и мудрый митрополит Антоний Сурожский? Считается, что относительно благополучному во всех отношениях и относительно психологически здоровому ребенку достаточно строгого внушения от родителей, но беда в том, что в наше время именно из-за неверия или слабоверия нашего в Бога очень мало таких здоровых детей, а еще меньше родителей, у которых есть сила слова и сила внушения. Надо учить детей повиноваться родителям не ради какого-то поощрения, а ради Бога. Одна маленькая девочка, дочь знатного в Греции человека, росла своевольной и непослушной. Когда ей говорили, что ее накажет Бог за непослушание, она отвечала, что спрячется, и Он ее не увидит. «И что, если я спрячусь в маленькую коробочку, которая будет лежать в другой коробочке, а та будет стоять в закрытом шкафу, то и там меня Бог увидит?!» – удивилась она. Это ее так поразило, что она всю свою жизнь посвятила Богу и бескорыстному служению людям и стала впоследствии монахиней, знаменитой Геронтиссой. Наказывая ребенка, правильнее лишить его хорошего, чем делать ему плохое.
Н.Ф. Паренко, психолог, г. Тюмень.
| |||||||||||||||