ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



Встреча с писательницей Олесей Николаевой в Тюменском государственном университете

Олеся Николаева – российская писательница и поэтесса, автор более 30 книг стихов, прозы и эссеистики, ведущая программы «Основы православной культуры» на телеканале «Спас», лауреат Премии имени Бориса Пастернака, российской национальной премии «Поэт», Премии «Просвещение через книгу», Патриаршей литературной премии и др.

Олеся Николаева – матушка, жена священника Владимира Вигилянского. В ее автобиографии читаем: «То, что Олеся Николаева исповедует себя православной христианкой, не только является фактом ее биографии (в 1982 году она была на послушании в Пюхтицком монастыре, в 1987-89 – чтецом и певчей в Преображенском храме подмосковного Переделкино, в 1992-1993 – преподавала древнегреческий язык монахам-иконописцам Псково-Печерского монастыря, в 1995 работала шофером игуменьи Серафимы в Новодевичьем монастыре), но и значительно определяет своеобразие ее художественного стиля: тематика и поэтика ее стихов и прозы связаны с сознательным и деятельным отстаиванием христианских ценностей во вновь обретающем духовные представления обществе».

Многие из наших читателей наверняка знакомы с не так давно вышедшей в свет книгой Олеси Николаевой ««Небесный огонь» и другие рассказы». В ней автор продолжает тему, начатую книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святы» и другие рассказы», – Промысл Божий в жизни человека.

Вот как сама Олеся Николаева описывает смысл своих рассказов: «Всякие истории, свидетельствующие о действии Промысла в мире и душе человека, о милости нашего Спасителя и Бога, о том, что «творит Бог елико хощет» и тогда «превышается естества чин», – утешительны, радостны, духоподъемны».

24 апреля 2013 года в Губернаторском зале Информационно-библиотечного центра ТюмГУ в рамках празднования Дня книги состоялась встреча с Олесей Николаевой. Автор читала стихи и отвечала на вопросы. Вечером этого же дня в книжном магазине «Знания» прошла презентация книги ««Небесный огонь» и другие рассказы».

Ниже приводятся наиболее интересные, по мнению нашей редакции, фрагменты встречи с писательницей.

Из вступительного слова Олеси Николаевой

«Мне очень приятно быть здесь с вами, потому что мне кажется, что всякое творчество начинается с изумления, с удивления и с любви. И если что-то написано в таком состоянии, которое отличается от наших обыденных, будничных чувств, когда мы ощущаем себя не просто каким-то существом двуногим, которое ест, пьет и что-то потребляет. А когда мы чувствуем, что мы соединены с миром идеального, когда мы видим красоту, которая нам дарована в нашей жизни, то, конечно, об этом хочется петь, об этом хочется всем рассказать, этим хочется поделиться. И совершенно естественно желание услышать голос того, к кому ты обращаешься. Поэтому для меня очень ценны встречи с моими читателями.

Меня очень часто спрашивают: как вы относитесь к своим читателям? И я неизменно и абсолютно не лукавя, искренне говорю, что я своих читателей очень люблю, очень уважаю, очень трепещу перед ними, потому что когда я пишу, у меня все равно, так или иначе, образ этого провиденциального читателя стоит перед глазами. Этот идеальный читатель лучше меня, он мудрее меня, он гораздо более духовный, и я знаю, что он при случае может меня прищучить за какое-то лукавое слово, за какую-то неправду, за какую-то писательскую недобросовестность. Поэтому мне конечно очень радостно здесь с вами встретиться».

О стихах

«Я считаю, что стихи все-таки надо читать стоя. Это дело небытовое. Знаете, как говорил герой Достоевского Смердяков? Сидя на лавочке с какой-то горничной, которая перед ним благоговеет и признается ему, что: «Как всякий стих-с, так я-с очень люблю-с», – он ей отвечает: «Стихи вздор-с. Это если вдруг все вздумали-с в рифму говорить, даже по приказанию начальства, много ль бы наговорили-с?».

И действительно существует много людей, которые считают, что стихи «вздор-с». Но на самом деле стихи, поэзия необходимы человеческой жизни. Потому что всегда есть риск, когда человек живет на земле и только на земле и предается исключительно своим земным житейским попечениям, всегда есть риск опошления этой жизни и этого человека. И для того, чтобы человек оставался на своем человеческом уровне, а не скатывался к скотам и демонам, он постоянно должен стремиться ввысь. Вот такой закон».

О героях

«Герои… Вы знаете, есть такая пословица – «Один в поле не воин». Но она подходит только для определенных случаев. Потому что если появляется в мире человек, который сам принимает волевые и ответственные решения, у которого горящее сердце и который исполнен духовной силы, то он способен преобразить мир. И вот моя новая книга, она, к сожалению, еще не вышла, называется «Герои». И она именно об этом. О том, что очень многое в нашей жизни зависит от нашей воли. И если мы говорим о том, как человек ошибается или совершает грехи, то из традиционного богословия нам известно, что грех – это ложное волеизъявление, это искривление человеческой воли».

Всегда ли литературоведы в своих трудах, восхищенные вашим творчеством, угадывают именно тот смысл, который вы вложили в свои произведения?

«Мне очень повезло с моими критиками, потому что обо мне писала замечательный, умнейший, образованнейший критик Ирина Роднянская. Это был тот случай, когда мне это было очень полезно. Не в том смысле, что она давала мне практические советы. Но она замечала какие-то новые тенденции. Например, у нее была такая статья в конце 80-х, которая называлась «Назад к Орфею». Я тогда писала акцентным стихом, и ей показалось, что я слишком уплотнила эту материальную, земную основу, что стихи уже почти уткнулись в прозу. Но она была права, потому что действительно после этого я стала писать прозой».

Как вы оцениваете ситуацию в современной российской литературе?

«У нас в России очень много талантливых людей. Очень неожиданные, парадоксальные люди есть, экстравагантные, очень пассионарные. Поэтому у нас замечательные есть писатели. Насколько они известные – это уже другой вопрос, потому что это уже зависит от маркетинга, от кураторов. А в современном мире вообще все зависит от кураторов. Кураторы это кто? Это те, кто продвигают тот или иной художественный продукт. Художники очень хорошо знают, что можно продать любую дрянь. Вплоть до того, что на выставке в Лондоне недавно была продана баночка, извините, дерьма за 150 000 фунтов стерлингов на аукционе. Это кажется невероятным, совершенно невозможным, безумным. Но тем не менее это факт. Почему? Потому что вышли глубокомысленные и высокоумные кураторы, которые придумали, что это такой концепт, что это нечто очень художественное.

Или, например, какой-то чудак заспиртовал акулу и эту заспиртованную акулу продавал вообще за миллион. Потому что кураторы всем объяснили, что именно в это нужно вкладывать деньги. А кто выпадает из поля зрения этих кураторов, те художники никакого спроса на рынке не имеют». Легко ли удается издавать свои произведения?

«Смотря что. Прозу, конечно, легче издать. А стихи издать очень тяжело. Помню, в начале 90-х, я была уже известным поэтом, ездила и читала свои стихи за границей, представляла Россию в мире, а мне невозможно было издать книгу свою, потому что мне в издательстве говорили, что это невыгодно и что очень плохо, что вы не пишете шлягеры».

Про искушение удачей

«Я помню один сюжет, он меня конечно очень поразил. Один преуспевающий инженер из провинции получил в Москве премию за свое инженерное произведение. И он оставил жену и поехал получать эту премию. И вместо того чтобы вернуться, он нашел себе в Москве какую-то актриску, с ней закутил, все деньги потратил, еще у кого-то занял. В результате попал в долговую яму и умер там.

Интересный на самом деле сюжет, как удача может оказаться для человека искусительной, соблазнительной и, в конце концов, погибельной.

И наоборот, есть совершенно потрясающие жизненные сюжеты, когда неудачи, оплошности, то, что вызвало у человека досаду, огорчение, он из-за этого страдал, оказывается, ограждают его от каких-то роковых событий».

Как вам удается быть одновременно и писателем, и преподавателем, и замечательной мамой и бабушкой?

«Надо жить на полный износ, тратя абсолютно все свои силы, потому что они вдруг раз – и восполняются новыми силами. Ничего не копить. Себя расходовать и тратить на полную катушку».

В школе вводят предмет «Основы православной культуры». Как вы считаете, пришло время для этой дисциплины?

«Вокруг этого такие дискуссии возникли. Уж так их ругали эти «Основы православной культуры». А у нас же люди такие внушаемые. Им сказали, что их будут зомбировать. И это первый аргумент против Основ православной культуры – что люди будут зомбированы, что они потеряют свою свободу мысли. А второй аргумент был прямо противоположный: зачем вводить Основы православной культуры, когда в XIX веке революционеры-демократы выходили из семинарий.

И так всегда, обратите внимание: любая антиправославная риторика всегда имеет два полюса. Например, одна претензия – почему Церковь не занимается социальным служением, почему она не заботится о людях. Вторая претензия совершенно противоположная: зачем православные повсюду лезут. Они уже и в армию залезли, они уже и в тюрьмы залезли, они уже и в школы залезли.

И учтите, как только вы заслышите антиправославную риторику, какой бы ни был аргумент, у него всегда будет в той же антиправославной риторике контраргумент.

Что такое «Основы православной культуры»? Наша культура вышла из стен монастырей. В России что есть? Ее великая литература, которая до сих пор является мировой драгоценностью. А она генетически связана с Православием.

Как можно изучать русскую историю, не понимая совершенно ничего в Православии, в нашей национальной ментальности? Это совершенно невозможно. Как в школе преподают историю Смутного времени, или расколов, или даже ближайшие какие-то события – появление Григория Распутина у царя. Это невозможно понять, потому что как бы мы ни рационализировали, мы все равно очень религиозный народ…

Если человек религиозно необразован и неграмотен, он, конечно, придумает себе всякую ерунду – будет верить в астрологию, в магию, в пищевые добавки. Поэтому я считаю, что независимо от того, введут в конце концов Основы православной культуры или все-таки сильнее окажется эта антиправославная риторика, все равно хотя бы собственными силами нужно это изучать. Потому что это великая культура.

Я, например, сама самоучка. Я сама во все это влезала, сама изучала, и это упоительно. Наша свобода в том, чтобы мы сами делали свой экзистенциальный духовный выбор».

Материал подготовила
Мария Сафьянова,
г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.