Сибирские святыни. В поисках чудотворной
Абалакская икона имеет удивительную историю. Она является списком известной
новгородской иконы «Знамение»
(XII в.). Поэтому и ее празднование совершается в день иконы
Божией Матери «Знамение» – 27 ноября (10 декабря).
В основе сюжета «явления»
иконы – событие 1636 г.: явление икон Божией Матери
«Знамение» и преподобной
Марии Египетской, а также
святителя Николая жительнице с. Абалак вдовице Марии:
«И се глас ми бысть от иконы
Пресвятыя Богородицы, сице
глаголющь: «Се заповедаю ти,
да возвестиши мирови явление мое и да речеши има моя
заповедная, се же суть заповеди моя: да созиждут новую
церковь деревянную на Абалакском погосте во имя мое
Знамения, иже в Великом Новеграде бысть, в предградии
же тоя церкви оба полы во имя
Николы Мирскаго архиепископа и Марии Египтяныни…».
Сказание об иконе сохранилось
в двух редакциях и дошло не менее
чем в 10 списках XVII – нач. XIX
вв. Древнейшая редакция написана
в 1641 г. на основании расспросных
речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике и хранящихся в Российском государственном
архиве древних актов в Москве
(Ф. 214). Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома
и составитель Сибирской летописи. В
середине 1640-х годов «Сказание»
было продолжено записью чудес
священником П. Стефановым; при
архиепископе Корнилии текст был
дополнен новыми чудесами. В XIX
веке в приложениях, составленных
священниками А. Грамматиным,
А. Сулоцким, приводились новые
факты чудес. Текст «Сказания»
лег в основу ряда произведений по
истории Русской Православной
Церкви в Сибири.
Протоиерей Александр Сулоцкий в «Сказании об иконе Божией
Матери, именуемой Абалацкою…»
(1888 г.) дал следующее описание
иконы: «Божия Матерь на Абалацкой иконе точно так же, как и на
Новгородской Знаменской, а именно с распростертыми и воздетыми к
небесам дланями и с Предвечным,
но еще не родившимся, а только
воплотившимся и находившимся в
утробе Богоматери, Младенцем; с
тем впрочем отличием, что на Абалацкой иконе по сторонам Приснодевы изображаются
еще предстоящими, на правой – святитель и
чудотворец Николай, а на левой –
преподобная Мария Египетская,
которых на Новгородской Знаменской нет».
Для поиска важно знать размеры иконы. Читаем дальше: «Доска
подлинной Абалацкой иконы имеет длины пять четвертей, а ширины
аршин и 1,75 вершка».
До 1856 г. икона имела складную
золотую (позолоченную) ризу весом в 11 фунтов, убрус – жемчужный с драгоценными камнями. В
1856 г. по инициативе архиепископа
Евлампия при участии купца Корнилова (возможно, Корнильева)
в Москве была изготовлена новая риза, на которую было потрачено
15 фунтов золота и 13 фунтов серебра. О богатстве убранства говорит
следующий факт: только в венце
было вкраплено 38 бриллиантов
и алмазов, не считая жемчужного
убруса. Старая риза была перенесена на икону-наместницу (она была
такого же размера, как и подлинная; а наместницей она называлась
потому, что на период выноса чудотворной оставалась в монастыре).
Первое чудо исцеления связано с моментом замысла самой
иконы. Крестьянин Евфимий,
по прозвищу Кока, дал твердое обещание написать икону
Знамения Божией Матери, и
«того же дня после полудня
он начал владеть правою стороной своего тела». В историографии первочуда закрепился
другой сюжет: прозрение девицы Анны во время крестного
хода в районе дер. Шанталык.
А. Сулоцким и его последователями фиксировались факты
чудодейственного исцеления.
Причем обращает внимание не
только их количество – сотни,
возможно, тысячи, но и широкая география происходящего:
«…В первые годы по написании ее дозволялось носить не
только в Тобольск, но и в Тюмень, Верхотурье, Туринск и
другие отдаленные места…». К
иконе шли со всех уголков губернии, Урала, Сибири и даже Европейской России.
Но был еще один путь к иконе –
через списки (копии). Не удивительно, что уже в XVII в. появляются первые списки чудотворной
иконы. Сколько их на сегодняшний день? Вряд ли кто назовет точную
цифру. Многие из них, в свою очередь, прославились чудотворениями. Наиболее известны Семипалатинский, Боровской (Ишимский),
Курганский списки.
В 60-70-е годы XIX в. были написаны списки для омских, ишимских, петропавловской церквей. В
Томске хранились два списка, один
из них – работа рубежа XVII-XVIII
вв. Иркутский список известен тем,
что был подарен собору самим святителем Иоанном Тобольским. В
Челябе (Челябинске) копия Абалакской иконы Божией Матери находилась в Христорождественской
церкви.
И в Москве шли поклониться
Абалакской иконе. История этой
иконы примечательна вдвойне. Она
принадлежала семье владельцев
Аремзянской стекольной фабрики
Корнильевым и до 1849 года хранилась в семье Менделеевых. Выехав
из Тобольска в Петербург, Мария
Дмитриевна Менделеева увезла
семейную реликвию в Москву брату, Василию Дмитриевичу. После смерти В.Д. Корнильева икона
была передана в одну из часовен,
а затем – в женский Алексеевский
монастырь. Таким образом, к началу XX века в Сибири и России в
целом имелось достаточно большое
количество списков иконы.
Мы привыкли к тому, что иконы
«хранятся», т.е. их пребывание статично. Мы видим их в храмах, музеях, домашних собраниях. Трудно
поверить, что естественная жизнь
икон – это движение. В первую очередь, это крестные ходы, выносы по
случаю особых событий. Постоянное движение соответствовало христианской концепции мира, где все
происходящее – это цепочка чудес,
а идти навстречу чуду – естественное стремление человека.
Первый крестный ход с Абалакской иконой Божией Матери состоялся после известных событий
1665 г. В следующем году в память
о прекращении дождей по молитве
к Богородице архиепископом Корнилием был учрежден ежегодный
крестный ход из с. Абалакского в
г. Тобольск. Это событие совпадало
с днем празднования чудотворной
Тобольской (Казанской) иконы Божией Матери (8 июля). К тому же
это была «встреча» икон, от которой страждущие ожидали чуда вдвойне.
С тех пор у Абалакской иконы появился еще один знаменательный
день.
Из источников узнаем, что попытка запретить крестные ходы чуть
не привела к трагедии: настоятель монастыря занемог, и только после
снятия запрета недуг прошел. С тех
пор на протяжении 300 лет традиция выноса иконы из монастыря в
Тобольск закрепилась в жизни монастыря и Православной Церкви в
Сибири.
Исчезновение образа
Все версии пропажи чудотворного образа, за исключением одной,
сводятся к событиям Гражданской войны. В публикациях называют
конкретные даты и конкретных участников. Попробуем разобраться. Во-первых, и во-вторых, и
в-третьих – отсутствуют документы,
свидетельствующие о пропаже реликвии. Молчат газеты. А ведь такое
событие не должно было остаться
незамеченным. Ни до, ни после 1917
года в прессе – ни слова. И архивы
молчат.
1917 год. Во главе губернии с марта – Временное правительство, Комитет общественного спокойствия.
Крестный ход состоялся как обычно. И как обычно, местные власти
озадачены сохранением порядка во
время массового шествия. Накануне, 6 июля, уездный комиссар обращался к председателю Тобольского
окружного суда с предложением командировать мирового судью
в уезд: «В пятницу, 7 сего июля в
с. Ивановском будет большое скопление публики по поводу приноса
Абалакской иконы Божией Матери.
При таком скоплении публики будут и пьяные. Мера воздействия на
них на месте может служить хорошим уроком для других».
С августа 1917 г. в Тобольске
находится семья Романовых. В литературе чаще всего можно прочитать, что семья Романовых бывала в
Абалакском монастыре и молилась
у чудотворной иконы. Маловероятно. Скорее, икону приносили в город. Из периодической печати того
времени узнаем, что к Рождеству в
Благовещенскую церковь, которую
посещала семья, по инициативе
диакона о. Александра Евдокимова
и священника о. Алексия Васильева
была привезена Абалакская икона.
Во время Богослужения произошло событие, повлекшее за собой
судебное разбирательство: диакон
титуловал императора Николая и
царицу Александру «их величествами», а детей – «высочествами». На
общем собрании отряда особого назначения было принято решение об
аресте священников. По этому поводу была даже попытка возбудить
уголовное дело по ст. 129, создана
специальная комиссия – писала газета «Тобольский рабочий» в январе 1918 г. Во время разбирательства
епископ Тобольский Гермоген дал следующее объяснение касательно
иконы: «Святая чудотворная икона
Абалакская взята на несколько недель, не более трех, исключительно
ради некоторых болящих и опятьтаки без всякой партийно-политической цели. Пример привоза этой
святыни зимою был прежде неоднократно. Теперь св. икону вскоре отвезут обратно в Абалак. Я желаю
лишь отслужить перед нею молебен
или просто приложиться к ней; доселе же не имел свободного времени…».
В обращении Тюменского областного дома журналистов по поводу поисков утраченной иконы
звучит следующая версия: «В 1918
году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, по некоторым
сведениям, епископ Мефодий увозит икону из монастыря в неизвестном направлении». Последующие
события, подкрепленные документально, позволяют утверждать, что
и в 1918, и 1919 гг. икона оставалась
в монастыре.
(Продолжение следует…)
Н.И. Загороднюк, к.и.н.,
ст. науч. сотр. Тобольской ком-
плексной научной станции УрО РАН
|