ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет



«…Здоровье человека дороже всего, и поэтому прибегать к приёмам, причиняющим сильную боль, стоит лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником, и когда с его стороны угрожает опасность вашей жизни». И.В. Лебедев

САМБО. Самый демократичный вид спорта

Иван Поддубный

Главное, что отличало всегда русский поединок, – это гуманность по отношению к противнику. В системе русского рукопашного боя никогда не было приемов, специально придуманных для того, чтобы убить или покалечить противника. Русское боевое искусство, таким образом, – это отражение гуманного русского духа, облагороженного Православной верой и свойственного нашему народу. В добром намерении и направлении силы – мощь и непобедимость русского народа.

«Мы русские, и с нами Бог!» – говорил непобедимый Суворов. Это спокойное мужество и благородство русской силы и стремятся уничтожить антироссийские идеологи, внедряющие восточные единоборства, основанные на жестокости, проповедующие чуждый нам западный индивидуализм, где ради сохранения собственной жизни надо убить ближнего или отобрать у него последнее.

Мы должны гордиться тем уникальным явлением, имя которому Русский рукопашный бой. И одной из начальных его систем является борьба САМБО.

Предыстория развития САМБО

Для тех, кто поверхностно знаком с самбо, характерны высказывания: «Самбо – это то же, что и дзюдо!», «Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)». Так могут говорить те, кто видит только «верхушку айсберга». Основание борьбы самбо связано с именем знаменитого исследователя и практика борьбы XX века Анатолия Харлампиева. Он был родом из знаменитой династии борцов, атлетов и кулачных бойцов.

Для Харлампиевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Георгий Яковлевич (1861-1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетической гимнастикой. Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы – кулачных боев, проводившихся на берегу или льду Днепра.

Его сын, Аркадий Георгиевич Харлампиев вырос в такой семье, однако стал... художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. В свободное время Аркадий Георгиевич подрабатывал в цирке в качестве акробата и борца, чтобы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогала ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев.

Анатолий Иванович Харлампиев

Иван Васильевич Лебедев, более известный как «профессор атлетики» или просто «дядя Ваня», первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915). В книге изложены приемы только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской борьбы «джиу-джитсу».

Книга И.В.Лебедева

…Учась в Парижской академии, после занятий Аркадий Харлампиев направлялся в «Бокс-клуб». В совершенстве владея приемами кулачного боя, он легко освоил английский бокс и уже через несколько месяцев выступал на ринге под именем Шарль Лампье. Победы русского Шарля следовали одна за другой. По окончании Академии он вернулся в Москву, где выступил как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер. Кроме борьбы Аркадий Харлампиев увлекался альпинизмом и даже участвовал в восхождении на пик Сталина (впоследствии пик Коммунизма, ныне – пик Исмаила Сомони).

С начала Первой Мировой войны Аркадий Харлампиев ушел на фронт, где, как писали газеты, считался пропавшим без вести. Однако через несколько лет, после побега из плена и госпиталя, спортсмен снова появляется во Франции и выступает на ринге под уже известным нам именем. Снова победные бои, шумный успех, поездка в буржуазную Эстонию и тренерская деятельность в ней. В 1922 году при помощи бывшего председателя Военно-революционного комитета Н.И. Подвойского Харлампиев снова возвращается, в уже Советскую, Россию.

В семье Харлампиевых бережно хранится архив, начало которого было положено Аркадием Георгиевичем, собиравшим книги по различным видам единоборств и боевых искусств. В середине 20-х годов Аркадий Георгиевич разрабатывает более десятка программ по физическому воспитанию для техникумов и институтов; в этих программах значительное место занимает обучение самообороне.

Вскоре после этого, по состоянию здоровья, Аркадий Харлампиев заканчивает свои выступления на ринге и начинает тренерскую и научную деятельность. Сыновья Аркадия Георгиевича, окончив курсы инструкторов физической культуры, начинают работать под руководством отца в ОСМКС (Общество строителей Международного Красного стадиона). Сыну Анатолию отец поручает для организации и проведения массовых действий поиск и обработку игр, как известных, так и позабытых.

В его конспектах (1922-1925) наряду с лаптой и городками появляются описания русской, татарской, цыганской и других видов народной борьбы. Именно с этого момента начинается разработка новой системы самозащиты.

Василий Сергеевич Ощепков

В 1929 году Аркадий Георгиевич приводит Анатолия в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии), где работал в то время, и знакомит его со своим другом, тренером по дзюдо Василием Сергеевичем Ощепковым, широко эрудированным педагогом и знатоком, на практике изучившим секреты японской борьбы в Институте Кодокан. Подлинный профессионал, Ощепков был прекрасно знаком с различными видами единоборств и системами боевых искусств и преподавал то, что знал лучше всего. В сборнике материалов по учебным дисциплинам, изданном в 1934 году, он дает методику и тактику боевого искусства джиуджитсу, а также приводит правила по спортивному дзюдо.

Известен интересный факт: Василий Ощепков был одним из первых выпускников Токийской духовной семинарии, основанной архиепископом Николаем Японским при Японской духовной миссии. Рано оставшись без родителей, волей судьбы Вася Ощепков еще мальчиком попал в Японию, где и остался при Токийской миссии. На занятия единоборствами Василия Ощепкова благословил сам святитель Николай. Огорченный вестями о сокрушительных поражениях русских в войне с Японией, Владыка Николай видел одну из главных причин неудач Русской армии в неподготовленности солдат к рукопашному бою.

Со временем, по состоянию здоровья, Василий Сергеевич ограничивает свою тренерскую деятельность и передает организованную им секцию дзюдо во Дворце физической культуры «Крылья Советов» своему ученику Анатолию Харлампиеву, в то время еще студенту. В 1935 году Анатолий Харлампиев возглавил Московскую городскую секцию, а в 1937 году его избрали членом Президиума Всесоюзной секции дзюдо.

В эти годы Анатолия ждали суровые испытания. Отец его, страдавший тяжелой болезнью – пиелонефритом, которую он получил еще во время участия в Памирской экспедиции, летом 1936 года скончался. Год спустя, 2 октября 1937 года, арестовали по обвинению в шпионаже тренера и учителя Харлампиева В.С. Ощепкова. 10 декабря, находясь в предварительном заключении в застенках НКВД, он умер от сердечного приступа.

«Борьба вольного стиля»

Учебник А.А.Харлампьева

Пережив смерть отца и наставника, Харлампиев с еще большей ревностью взялся за дело, начатое ими. Поначалу об исследовательской деятельности Анатолия Аркадьевича не знали даже его ученики, принимавшие предлагаемый им на тренировках учебный материал за «чистое дзюу-до».

1938 год является значимой вехой не только в деятельности Анатолия Харлампиева, но и в истории самозащиты и спортивной борьбы. Подготовив проведение первенства Москвы и успешно участвуя в нем, Харлампиев получает предложение со стороны ВКФКиС при СНК СССР (Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров) возглавить 1-й Всесоюзный сбор по дзюдо. Харлампиев с обычным для него энтузиазмом приступил к организации тренерского сбора, но не по дзюдо... «Борьба вольного стиля» – так была названа новая система самозащиты в советской печати и официальных документах. Анатолий Харлампиев познакомил участников конференции с багажом знаний, которые он успел собрать и систематизировать к этому времени.

В предлагаемой СИСТЕМЕ использовалось все самое лучшее и целесообразное из национальных видов борьбы и различных систем самозащиты, а универсальные правила давали возможность борцу любой национальности наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Василий Сергеевич Ощепков c учениками

16 ноября 1938 года ВКФКиС издал Приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день стал днем рождения борьбы САМБО. В 1939 году проходит первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля».

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война приостановила развитие самбо, но она же явилась проверкой новой борьбы на жизнеспособность в экстремальных условиях. Спортсмены и тренеры с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии, с успехом применяя полученные знания и навыки, которые нередко спасали им и их товарищам жизнь. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград.

Анатолий Харлампиев почти с самого начала войны пошел добровольцем на фронт, дошел до Кенигсберга (Калининграда) и закончил войну на Дальнем Востоке. На каком бы участке фронта он ни был, везде с успехом применял на практике полученные знания и накопленный боевой опыт. Анатолий Аркадьевич был награжден правительственными наградами – орденом Красной звезды и многими медалями. Заканчивал он войну в звании старшего лейтенанта.

Развитие САМБО в послевоенное мремя

После войны А.А. Харлампиев работает в Спортивном обществе «Динамо», где в 20-30-е годы культивировалась на основе джиуджитсу система самозащиты Спиридонова, которая носила названия «САМ», «САМОЗ», «Самозащита без оружия». Последнее название перешло и на систему, созданную Харлампиевым. Более правильной является расшифровка аббревиатуры САМБО как система САМозащиты и БОрьбы. Таким образом, спортивная борьба самбо является составной и неделимой частью всей системы САМБО.

Ощепков ученик токийской духовной семинарии

В послевоенный период популярность спортивной борьбы самбо росла, число приверженцев ее увеличивалось, так как самбисты легко побеждали борцов, которые владели только каким-нибудь одним видом национальной борьбы.

В начале 50-х годов руководство «Динамо» решило сделать спортивную борьбу самбо ведомственным видом спорта. Анатолий Харлампиев на это пойти не мог, так как видел дальнейшее развитие системы самбо исключительно в его массовости. В марте 1953 года Харлампиев подает рапорт об увольнении в запас и поступает на работу в качестве преподавателя кафедры физического воспитания Московского энергетического института. В очень короткий срок он становится доцентом кафедры, а его ученики завоевывают призовые места на соревнованиях всех уровней.

В 1969 году А.А. Харлампиев принял непосредственное участие в организации деятельности клуба «Десантник» в Хамовническом районе Москвы. В дальнейшем этот клуб преобразовался в клуб самбо имени А.А. Харлампиева, который продолжает до настоящего времени традиции первого тренера и создателя системы самбо.

За четверть века работы в МЭИ Анатолием Харлампиевым было воспитано, что называется, «с нуля» более 70 мастеров спорта, что само по себе уникально. Половина из них стали впоследствии кандидатами и докторами технических наук.

Популярность САМБО в мире

Признание приоритета отечественной системы борьбы привело к прекращению на время культивирования дзюдо в СССР. К тому же дзюдо стало считаться запрещенной системой, пропагандируемой «японскими милитаристами».

Здесь нужно отметить, что, происшедшее от дзюдо, самбо со временем, накапливая и вбирая в себя опыт разных единоборств, стало значительно превосходить своего предшественника. Несмотря на это, в начале 60-х годов, из-за преобладания в советском спорте финансовой стороны над профессиональной, в печати стали появляться публикации типа: «От джиу-джитсу к самбо», «Самбо – переименованное дзюдо». Основателями самбо объявлены Спиридонов и Ощепков, а имя Харлампиева отодвинуто на второй план. Соревнования проводились не по самбо, а по дзюдо, на развитие которого стали выделяться значительные суммы.

Показательно то, что первая самостоятельная федерация самбо появилась не в России, а в Болгарии (1957), потом в Японии (1965) и в Испании (1972). В 1972 году в Риге был проведен Первый чемпионат Европы по спортивной борьбе самбо, в 1973 году состоялся Первый чемпионат мира в Тегеране, а Кубок мира прошел в Овьедо в 1977 году. Несмотря на сопротивление со стороны чиновников от Спорткомитета, ученики Харлампиева из МЭИ при поддержке Правительства города Москвы организовали в 1981 году проведение в Москве Всесоюзных мемориалов.

В 1996 году борьба самбо вышла на мировую арену и была признана на конгрессе Международной федерации спортивной борьбы (ФИЛА) оригинальным и самостоятельным международным видом спорта, наряду с вольной и греко-римской борьбой. Генеральный секретарь ФИЛА Фернандо Компте, комментируя свою горячую симпатию к этому виду борьбы, сказал: «САМБО – самый демократичный, самый доступный, самый динамичный и потому самый современный вид борьбы. Именно этим объясняется такой быстрый рост его популярности».

В марте 2001 года проведен очередной XXII Международный турнир по самбо «Мемориал Харлампиева». Спортивная борьба самбо в ближайшее время станет по праву олимпийским видом спорта и войдет в программу игр.

Непобедимое оружие

В.В.Путин. Школа спортивного мастерства

Приверженцы различных видов спортивной борьбы и боевых искусств часто заявляют, что только их вид единоборства универсален и обладает существенными преимуществами перед другими. Сам Харлампиев дает такую характеристику своей системы: «Что лучше, САМБО или дзюдо, САМБО или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. Система САМБО впитала в себя все лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты».

Борьба самбо является одним из культурных символов нашей Родины, который мы можем и должны использовать. Она родилась в России и, являясь достоянием нашего многонационального народа, открыта для дальнейшего развития и совершенствования. Ее возрождение должно послужить объединению и сплочению Российского государства, вернуть бывшей великой империи ее непобедимое оружие – русский рукопашный бой. Уместно здесь вспомнить слова известного практика и теоретика «Русского стиля» А.А. Кадочникова: «Рукопашный бой – это невидимое оружие, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать до тех пор, пока человек жив».

И овладеть им по мере сил может и должен всякий, кто считает себя гражданином, ответственным за свою жизнь и благополучие своих ближних. Нужно также помнить о непременном условии успешности использования этого оружия: доброе направление воли человека, использующего приемы рукопашного боя. Иначе оно может обернуться против него: «Все, взявшие меч (со злым намерением), мечом погибнут», – говорит Господь (Матф. 26:52).

С.В. Махонин, г. Тюмень

Наверх

© Православный просветитель
2008-22 гг.