| ||
На начало | ||||||||||||||||
Наши баннеры |
Православие в ЯпонииХристианство в Японии до 1861 г.Христианство впервые принесено в Японию еще в VIVII веках несторианами Китая. В 1549 году иезуитский миссионер Франциск Ксаверий положил начало католической миссии в Японии. К концу XVI века число верующих достигло 300 тыс. Многие князья переходили в католицизм со своими вассалами и крестьянами. Но изза опасений японских властей и осложнения политических отношений с Европой в 16111614 годах вышли антихристианские указы, а в 1639 году исповедание христианства в Японии было окончательно запрещено. Христиан сжигали, избивали, распинали, заживо закапывали в землю и подвергали другим пыткам. В 1873 году, когда Япония после Реставрации Мэйдзи (1868 г.) вступила на путь модернизации и активного заимствования западной культуры, эдикт на запрет христианства был снят. Русская Духовная миссия в Японии началась с открытия в 1858 году Русского консульства в городе Хакодатэ. В 1859 году на средства первого консула И. А. Гошкевича была построена православная церковь Воскресения Христова, ставшая первым православным храмом при посольстве. Именно сюда одним из первых для окормления русских консулов и для проповеди православия прибыл будущий просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин). Православная миссия при Святителе Николае.1861-1912 гг.Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Смоленской губернии в семье диакона. Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. В 1856 г. Иван Касаткин блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Петербургскую духовную академию. Учась в ее стенах, юноша узнал, что для Православной миссии в Японии требуются проповедники. Он загорелся желанием служить Богу в языческой стране, принял постриг с именем Николай и 2 июля 1861 года молодым иеромонахом прибыл в Хакодатэ для службы в Русском консульстве. Для лучшего понимания нужд вверенной ему паствы иеромонах Николай самостоятельно изучил японский язык, культуру и особенности японских религий: синтоизма, буддизма и конфуцианства, добившись замечательной эрудиции даже по японским меркам. Свое служение молодой проповедник начал в условиях гражданской войны и строгого запрета на христианство. Несмотря на это, нашлись люди, которые услышали его проповедь и последовали за ним. Первым японцем, обращенным в православие иеромонахом Николаем, стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями в апреле 1868 г. Савабэ пришел в дом к святителю Николаю, чтобы убить его, но после разговора с миссионером обратился в христианство и через малое время принял тайное крещение с именем Павел. Вслед за этим стали принимать христианство и другие японцы, численность паствы стала быстро расти. Успехи проповеди побудили иеромонаха Николая испросить разрешение Святейшего Синода открыть в Японии Духовную миссию. В 1870 г. император Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской Духовной миссии под началом священника Николая. В 1872 г. штабквартира миссии открылась в столице Японии Токио. С отменой антихристианских законов Миссия стала значительно расширяться. Уже в 1874 г. были рукоположены первые священнослужители из японцев. При Миссии в Токио и Хакодатэ действовало 6 училищ, состоялся первый Собор Японской Православной Церкви. В 1875 г. открылась семилетняя Токийская духовная семинария, а с 1877 г. начал издаваться первый японский православный журнал. При этом численность христиан в 1878 году достигла 4115 человек. В 1880 г. в России состоялась епископская хиротония святителя Николая. Во время своего недолгого пребывания на родине он собрал немало пожертвований на величественный Токийский Воскресенский собор. Храм был освящен в 1891 г., тотчас сделавшись одной из главных достопримечательностей Токио и символом Православия в Японии. Иконы для храма написала японская иконописица Рин Ямасита. В этом же году Японию посетил наследник Российского престола цесаревич Николай Александрович. Рин Ямасита преподнесла ему в подарок икону Воскресения Христова. Знаменитый мастер Ясудзи Такаи изготовил для иконы редкой красоты деревянный оклад в японском стиле. Это уникальное произведение украшало покои Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, после коронации Николай II забрал ее в Зимний дворец. С началом Русско-Японской войны 1904-1905 годов Японская Духовная миссия оказалась в крайне сложном положении, многие православные японцы подвергались гонениям как русские шпионы. Владыка Николай, пренебрегая опасностью, принял решение остаться, не нарушив долг русского патриота и, в то же время, не поставив под удар православных японцев, которых он благословил на служение своей родине. Православные японцы во главе со своим пастырем доказали как свою верность отечеству, так и христианское отношение к противнику, заботясь о русских военнопленных в Японии. Огромное значение для утверждения православия в Японии имели переводческие труды святителя Николая и его помощника Павла Накаи. Переводы не только создали основу самобытного японского православного словаря, но и обеспечили молодую Церковь всеми необходимыми текстами для совершения годового цикла Богослужений на японском языке. Также весь Новый и часть Ветхого Завета были переведены на японский язык. Итогом деятельности святителя стали: 1 собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек, не считая 8 170 человек усопших ранее. Скончался святитель Николай 3 февраля 1912 года в Токио. Тысячи японцев пришли проводить в последний путь любимого пастыря, а японский император Мэйдзи разрешил похоронить русского архипастыря в черте города. Православие в Японии в начале XX в.Преемником святителя Николая стал епископ Сергий (Тихомиров), приехавший в Японию в 1908 году. Он быстро овладел языком и достойно нес крест архипастырского служения. При его участии была утверждена административная организация Миссии, расширена ее издательская деятельность. Однако великая смута 1917 года в России приостановила развитие Миссии. Лишившись поддержки России японская паства была вынуждена стать независимой. В 1919 году на Соборе Японской Церкви была утверждена ее Конституция, призванная оформить создавшееся положение православных в Японии. В 1923 году произошло великое Кантосское землятрясение. Оно нанесло еще один удар молодой Церкви, лишив ее зданий, библиотеки и сильно повредив Токийский Воскресенский собор. На чрезвычайном Соборе Японской Церкви владыка Сергий с делегатами решились восстанавливать храм и токийскую штаб-квартиру своими силами, что и было осуществлено. Повторное освящение собора 15 декабря 1929 года стало праздником православия и доказало жизнеспособность Японской Церкви. В 20е — 30е годы, в эпоху японского империализма, в ведение Японской Церкви вошли приходы на территории стран, вошедших в Японскую Империю: Южного Сахалина, Кореи, Тайваня, части Китая. Церковная жизнь в Японии начала возрождаться, строились новые храмы, вновь издавались книги. В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урожденные японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава. Японское военное командование, без согласия верующих японцев, утвердило на место предстоятеля японской паствы 70-летнего женатого протоиерея Иоанна (Оно). Он был направлен в Харбин, где в марте 1941 года пострижен в монахи (вместе со своей женой) с именем Николай и возведен в сан епископа Японского и Токийского. Чин архиерейской хиротонии совершили архиереи Зарубежной Православной Церкви. Цесаревич Николай в Японии Икона Воскресения Христова, подаренная цесаревичу Николаю Вторая Мировая война и послевоенное времяВоенное время принесло много лишений японской пастве: ее храмы горели во время американских бомбежек, многие ее священнослужители и миряне умерли в военных действиях и от недоедания. Некоторые русские эмигранты были подвергнуты заключению по подозрению в шпионаже — такая судьба постигла и владыку Сергия. В апреле 1945 года он был арестован, подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине Токио. После войны вновь обнаружилось разделение японской паствы. Японский Церковный Собор 56 апреля 1946 года удалил епископа Николая от управления, призвав (под влиянием американских оккупационных властей) православного епископа из Америки. Им стал в начале 1947 года епископ Вениамин (Басалыга). Почти все православные приходы Японии вошли в Японскую епархию Американской митрополии. Духовенство этих приходов пополнялось японцами, получившими образование в Нью-Йоркской Свято-Владимирской семинарии и во вновь открытой православной семинарии в Токио. Несмотря на это, небольшая часть японской паствы во главе с владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай оставалась верной Московской Патриархии. При поддержке из СССР эта группа продолжала свое существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположен в епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской миссии, продолжателем дела Николая Японского. В 1969 году в ряде встреч и соборов было достигнуто полное примирение между Американской итрополией и Русской Церковью, и принято решение об учреждении автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. На Соборе 10 апреля 1970 года совершена канонизация архиепископа Николая Японского - первого святого новой Церкви. Японская автономная Православная Церковь с 1970 г.19 марта 1972 года с избранием нового японского архиерея Феодосия (Нагасима) Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора, которая завершилась в 1998 году. В мае 2000 года Японию, впервые за всю ее историю, посетил Предстоятель Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II начал свой визит с г. Хакодатэ на о. Хоккайдо. Отсюда со второй половины XIX века началась история Православия в Японии. Вместе с Патриархом Алексием страну Восходящего Солнца посетил митрополит Кирилл. Уже тогда будущий Патриарх Московский и всея Руси отметил уникальность проповеди православия среди японцев. 14 мая 2000 года в Воскресенском соборе г. Токио состоялось возведение на престол митрополита Токийского и всея Японии Даниила (Ноуширо), управляющего Токийской митрополией и по сей день. Современное состояние Японской Православной ЦерквиАвтономная Православной Церковь в Японии насчитывает сегодня более 30 тыс. человек, причем большинство верующих не русские эмигранты или сотрудники посольства, а коренные японцы. В состав ЯПЦ входят три епархии 150 приходов и 40 священнослужителей. Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио. Собор широко известен как Николай-до (в честь основателя ЯПЦ архиепископа Николая (Касаткина)). При нем находится единственная православная семинария, открытая еще при святителе Николае в 1879 году. Численность В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый мужской монастырь, который был освящен в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского. С 1970 года в Токио действует Представительство Московского Патриархата с храмом в честь св. благ. кн. Александра Невского и женским монастырем Святой Софии. Своеобразие Православия в ЯпонииХристианское учение близко и понятно сознанию японцев (большую роль в этом сыграла религия Синто, основной заповедью которой является любовь к ближнему), однако православие чаще всего воспринимается современными японцами как культурный феномен или философия, а не как вера. Этому много способствовали проповеди протестантских миссионеров, эпоха просвещения Мэйдзи и философия синтоизма, буддизма и конфуцианства, предшествовавшие христианству. Слово «православие» переводится на японский язык как «сейке», то есть «правильное учение», что отразилось на его понимании японцами. Большинство жителей Японии считают себя буддистами, однако, восприятие буддийских истин у них такое же поверхностное, как у большинства верующих в России, считающих себя православными или мусульманами. На данный момент число христиан всех конфессий в Японии не превышает одного процента населения. Большая часть их — католики и протестанты. И, тем не менее, в Японии есть немало людей, которые приняли православное учение всем сердцем, для них — это вера, преображающая жизнь. Катастрофа в Сендае11 марта 2011 года недалеко от острова Хонсю в Японии произошло землетрясение силой в 9 баллов. Эпицентр его находился в 130 км восточнее города Сендай. Уже через 1530 минут после землетрясения 10метровая волна цунами достигла берегов Японии и пронеслась по восточным прибрежным районам в префектурах Иватэ, Мияги и Фукусима. 25 марта 2011 года на сайте Западно-Японской епархии епископ Сендайский Серафим сообщил о состоянии православных приходов в первые дни после трагедии. В сообщении говорит Даниил, митрополит Токийский ся о том, что многие и всей Японии православные храмы разрушены, большая часть их пребывает в аварийном состоянии, среди прихожан имеются погибшие и пропавшие без вести. В столице Японии среди священства, студентов семинарии и служащих епархиального управления жертв нет. Кафедральный собор и здания епархии получили небольшие повреждения: разбиты стекла, появились трещины на стенах. Сразу же после получения первых сигналов о случившемся бедствии Русская Православная Церковь призвала своих чад молиться о попавших в беду людях и изыскивать возможности и средства для оказания им всемерной помощи. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению проводит сбор средств для перечисления пожертвований пострадавшим в Японии. митрополией и Русской Церковью, и принято решение об учреждении автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. На Соборе 10 апреля 1970 года совершена-канонизация архиепископа Николая Японского — первого святого новой Церкви. учащихся в Токийской семинарии всегда была небольшой и составляла не более 10 человек. При резиденции регулярно издается журнал «Сейке Дзихо» («Православный вестник») на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодежи.
Сергей Махонин, | |||||||||||||||